Кантри-кросс в Америке.

Роман Мишенев (_) Роман Мишенев (_)

История создания Американской Национальной серии по кантри-кроссу (GNCC).

История создания Американской Национальной серии по кантри-кроссу (GNCC).

 

Кантри-кросс в Америке очень популярен, достаточно взглянуть на количество участников и классов.  В мотоциклах – 35 классов, из них два класса профи: XC1 Pro и XC2 Pro Lites, а также классы ветеранов, женщин и детей. В квадриках – 30 классов, из них два класса профи: XC1 Pro и XC2 Pro Am, а также еще четыре класса «утилей».

 

Dave Coombs (Дейв Кумбс) - известен в Америке как пионер в организации многих гонок и чемпионатов, одно из его масштабных творений Loretta Lynns Amateur Motocross National Championship, стал главным чемпионатом среди любителей. Он считается основателем Arenacross,  Национальной группы промоутеров, а также известен как журналист,  промоутер и бизнесмен. Но об этом человеке-легенде в следующей статье. Сегодня я  расскажу еще об одном  его «детище» - национальном чемпионате Америке по кантри-кроссу.  Итак…

В середине 1970-х годов предприимчивый промоутер мотогонок Дэйв Кумбс наткнулся на небольшой городок Дэвис  в  Западной Вирджинии .  Глядя на красивый ландшафт «пересеченки», «Большой Дэйв» понял, что это было бы идеальное место для проведения гонок на  мотоциклах.  А лучше всего, чтобы это было жесткое испытание и  только сильнейшие гонщики  могли доехать до финиша и, эта идея не давала Дэйву покоя.  Он назвал гонку протяженностью сто миль  - Blackwater 100.

Гонка Blackwater вскоре стала легендарной: "America's Toughest Race."  Компания  Дейва и Риты  Кумбс -  Racer Productions,     начала проведение новой 100-километровой гонки, которая стала известна как  «Wiseco 100 Miler Series», а чуть позднее, с 1984 года и серию по кантри-кроссу -  Grand National Cross Country Series.   

Трициклы (трехколесные вездеходы)  были добавлены в программу в 1983 году, а класс квадроциклов стал  популярен  несколько лет спустя. Новые правила проведения соревнований  «урезали» заезды по времени:  до двух часов для квадроциклов и три часа для класса мотоциклов.  Эти правила ввели  из-за небольшой популярности  этой гонки, так как готовых к тому, чтобы продержаться в седле целых пять часов было немного.

К тому времени, уже появились первые звезды серии кантри-кросса. "Быстрый"  Eddie Lojak взял по свой контроль класс мотоциклов, а  Ted Trey  и Tom Tokay класс квадриков  (ATV).  К 1990 году Национальная серия кантри-кросса стала очень популярна в Америке.  До этого,  гонка  Blackwater считалась  самой жесткой и популярной, пока не прекратила свое существование  в 1993 году. Но к тому времени серия GNCC набрала обороты,  это была эпоха бывшего мотокроссмена Скотта "Great Scotts" Саммерса  из Кентукки  и  Скотта  Плессингера  из  Огайо, а также "Быстрого " Фредди Эндрюса,  агрессивного мотокроссмена ,  ставшего  «лесным гонщиком».  Между тем, Индиана Боб Слоун из Пенсильвании и  Чак  ДеЛуло  сражались за титул в классе квадроциклов.    

Саммерс стал героем всего сообщества гонок off-road,  его профессионализм как гонщика и личная харизма сделали очень популярным этот вид мотоспорта, как среди гонщиков,  так и болельщиков.  Он стал одним из первых  гонщиков  off-road в США, который  стал зарабатывать деньги в кантри-кроссе и стал пятикратным национальным чемпионом. 

С ростом популярности серии, к кантри-кроссу стали проявлять интерес и заводские команды.  Первой такой  «ласточкой»  с мощной поддержкой завода стала команда Suzuki  со своим гонщиком номер один -  Родни Смитом из Калифорнии, бывшим мотокроссменом и будущим пятикратным чемпионом серии, который выиграл свой последний чемпионат в 2004 году, в возрасте 40 лет.   После этого серия GNCC ,  стала еще более престижна среди гонок off-road на мотоциклах.

 

 Квадрики….

 

Barry Hawk Jr.(на фото выше) является единственным гонщиком, который смог выиграть  как в  классе мотоциклов, так и в квадрах.  На его счету  семь титулов в классе ATV  и один в классе мото.

Barry Hawk прогрессировал благодаря его сражениям  на трассах с Bob Sloan.  Bob отличался очень жестким стилем езды, за что и получил прозвище «Ironman».  Barry Hawk, очень хотел свергнуть Боба с престола, копируя его стиль езды и в итоге завоевал семь титулов подряд.

У  Bob Sloan, тем временем, были  очень серьезные проблемы с сердцем,  и врачи запретили ему большие нагрузки, но он продолжал участвовать в гонках, верный своему прозвищу «Ironman».  И на одной из гонок  в упорной борьбе, за несколько кругов до финиша, его сердце не выдержало….  И по настоящее время, в честь одного из величайших  чемпионов  прошлого, финальный этап  серии GNCC проходит в штате Индиана с названием  - «The Ironman».

Еще одним, не менее ярким героем серии, является заводской гонщик Ямахи - Bill Ballance, на его счету девять титулов в классе профи.  Он не только побил все рекорды предыдущего короля квадриков - Barry Hawk,  с его появлением в чемпионате,  классу ATV был дан ощутимый толчок. В чемпионат пришли новые  производители как Can-Am и KTM.  А  Barry Hawk повесил шлем на гвоздь в 2010 году, а сейчас с командой организаторов из  Racer Productions, помогает проводить кантри-кроссы.

 

Новые герои…

Еще один важный момент в развитии серии GNCC….  В 1999 году из Австралии приехал известный мастер мотокросса и эндуро - Shane Watts  (чемпион Австралии по мотокроссу в классе 500сс и Чемпион мира по эндуро). В 2000 году он доминировал в GNCC и выиграл серию гонок на КТМ  в пяти различных классах  мотоциклов.    

Как личность Watts привлек тоже много внимания, он  был дерзким и откровенным.  Он появлялся на всевозможных гонках по бездорожью, даже на этапах Америки по мотокроссу и отлично ехал на всех.  К сожалению, Shane Watts пережил  огромную череду травм,  и у него редко хватало терпения лечиться  должным образом, прежде чем вернуться в гонки. Поэтому он больше не смог выиграть ни одного титула в серии.  Он  считается Трэвисом  Пастраной,  по количеству травм,  в off-road гонках на мотоциклах.

Популярность серии  привлекла  легионеров со всего мира...  В 2005 году из Финляндии приехал Юха Салминен, он стал известен как один из самых талантливых гонщиков серии, которых до него еще никто и никогда не видел,  он доминировал в классе мото в течение двух лет. Еще одним ярким талантом стал двухметровый великан с острова Мэн - David Knight , на его счету два титула в 2007 и 2008 годах.  Новозеландец  Paul Whibley выиграл титул в 2009 году,  а австралиец Josh Strang  в 2010-м.

В 2011 году гонщик  Charlie Mullins (на фото)  из Огайо, стал первым чемпионом, который прошел весь путь в кантри-кроссе от новичка до профи и вернул титул американцам, которые не выигрывали чемпионат с 2004 года, с тех пор как  Родни Смит выиграл свой пятый и последний титул в классе мотоциклов.  

Ну,  а в квадрах, на доминирующей позиции вот  уже как три года находится Chris Borich (на фото внизу), кто знает, может он сможет побить рекорд своего предшественника, но с приходом молодых талантов, это сделать все сложнее…..

 

Вместо эпилога…

То,  что когда-то было одной гонкой в маленьком городке  Западной Вирджинии,  переросло в глобальное явление мотоспорта в масштабах страны. С 2001 года  канал NBC Sports  каждый год транслирует этот поистине масштабный проект с почти сорокалетней историей.  

 

Статистика чемпионов GNCC-серии:

Класс мотоциклов:

2011    Charlie Mullins         KTM   Hamilton, OH

2010    Josh Strang  SUZ    Inverell, Australia

2009    Paul Whibley KAW   Dannevirke, NZ

2008    David Knight KTM   Isle of Man, UK

2007    David Knight KTM   Isle of Man, UK

2006    Juha Salminen          KTM   Vantaa, Finland

2005    Juha Salminen          KTM   Vantaa, Finland

2004    Rodney Smith           SUZ    Antioch, CA

2003    Barry Hawk Jr.         YAM   Smithfield, PA

2002    Rodney Smith           SUZ    Antioch, CA

2001    Rodney Smith           SUZ    Antioch, CA

2000    Shane Watts  KTM   Maffra, Australia

1999    Rodney Smith           SUZ    Antioch, CA

1998    Rodney Smith           SUZ    Antioch, CA

1997    Scott Summers        HON   Petersburg, KY

1996    Scott Summers        HON   Petersburg, KY

1995    Scott Plessinger       KTM   Hamilton, OH

1994    Scott Plessinger       KTM   Hamilton, OH

1993    Fred Andrews           YAM   Salem, OH

1992    Scott Summers        HON   Petersburg, KY

1991    Scott Summers        HON   Petersburg, KY

1990    Scott Summers        HON   Petersburg, KY

1989    Ed Lojak        HUS    Tarentum, PA

1988    Ed Lojak        HUS    Tarentum, PA

1987    Ed Lojak        HUS    Tarentum, PA

1986    Ed Lojak        HUS    Tarentum, PA

1985    Jim Maltba     KTM   Mount Clare, WV

1984    Ed Lojak        HUS    Tarentum, PA

 

Класс квадроциклов:

2011    Chris Borich SUZ    Sunbury, PA

2010    Chris Borich SUZ    Sunbury, PA

2009    Chris Borich SUZ    Sunbury, PA

2008    Bill Ballance  YAM   Oakland, KY

2007    Bill Ballance  YAM   Oakland, KY

2006    Bill Ballance  YAM   Oakland, KY

2005    Bill Ballance  YAM   Oakland, KY

2004    Bill Ballance  YAM   Oakland, KY

2003    Bill Ballance  YAM   Oakland, KY

2002    Bill Ballance  YAM   Oakland, KY

2001    Bill Ballance  YAM   Oakland, KY

2000    Bill Ballance  YAM   Oakland, KY

1999    Barry Hawk Jr.         LAE    Smithfield, PA

1998    Barry Hawk Jr.         LAE    Smithfield, PA

1997    Barry Hawk Jr.         LAE    Smithfield, PA

1996    Barry Hawk Jr.         LAE    Smithfield, PA

1995    Barry Hawk Jr.         LAE    Smithfield, PA

1994    Barry Hawk Jr.         LAE    Smithfield, PA

1993    Barry Hawk Jr.         LAE    Smithfield, PA

1992    Bob Sloan     HON   Martinsville, IN

1991    Chuck Delullo           HON   St. Marys, PA

1990    Chuck Delullo           HON   St. Marys, PA

1989    Bob Sloan     HON   Martinsville, IN

1988    Chuck Delullo           HON   St. Marys, PA

1987    Tom Tokay    HON   Webster, PA

1986    Tom Tokay    HON   Webster, PA

1985    Tom Tokay    HON   Webster, PA

1984    Ted Trey        HON   Frederick, MD

 

 

 

  • 12276
  • 0

Комментарии

Комментарии к этой статье запрещены.