ЧАСТЬ 3. Чтобы помнили…. Подборка статей по истории мотокросса в СССР.

Роман Мишенев (_) Роман Мишенев (_)
Уроки истории советского мотокросса....

ЧАСТЬ 3. Чтобы помнили…. Подборка статей по истории мотокросса в СССР.

 

 

  

 

 

Игорь Григорьев – «Кумир 60-х»:

 

  

Игорь Григорьев

Игорь Григорьев

 

 Игорь Григорьев

Игорь Григорьев

Григорьев Игорь Михайлович — мотогонщик, чьи победы несколько лет назад восхищали всех почитателей мотоспорта. А потом его имя исчезло из спортивных отчетов, с афиш... Исчезло неожиданно, на самом старте сезона.

 

...В тот день, как и накануне, он тренировался до седьмого пота. Готовился к поездке на очередной чемпионат мира, и все было подчинено предстоящим стартам.

 

Отменно работает двигатель. Летит мотоцикл по сложной кроссовой трассе, словно по ровной дороге. Вот этот участок лучше пройти, приподняв машину, на одном колесе. Так будет быстрее. И на тот роковой подъем он тоже взлетел, приподнявшись на чуть согнутых ногах, — в посадке, которая отличает гонщиков экстра-класса. Под ним ревел и дыбился мощный мотоцикл, и крутизна набегала и рвала из рук руль. Это было привычно и не страшно. До гребня оставались считанные метры, когда двигатель перестал слушаться Игоря. Надо было бросить мотоцикл и самому, оттолкнувшись от него, упасть в сторону. Черт побери, как жаль машину! Сколько в нее вложено сил. «Может быть дотяну? Вот он гребень, совсем рядом...» Уже падая в глубокий овраг и тщетно пытаясь освободиться от мотоцикла, который глыбой давил на него, Игорь подумал: «Это все».

 

Врачи констатировали: «Перелом позвоночника с полным разрывом спинного мозга. Паралич ног, полная, потеря чувствительности, открытые переломы рук, перелом восьми ребер, сотрясение мрзга». Двенадцать суток шла борьба за его жизнь. Не единожды он находился в состоянии клинической смерти. И каждый раз вновь начинало биться его сердце.

 

Игорь выжил, но теперь по самую грудь он был недвижим. Наступило еще более трудное испытание. До этой поры за его жизнь боролись врачи и его могучий от рождения организм. Теперь пришло время вступить в борьбу самому — всем своим существом, вступить, не имея почти никаких надежд на успех.

 

«Лежать годами прикованному к постели, молча взирать на кусок синего неба в окне, с внутренним раздражением выслушивать ласковые, участливые речи родных и друзей — незавидная доля. Они, конечно, ни в чем не виноваты, и каждое их движение — от всей души. Но разве понять им мои муки! Разве для этого я жил!»

 

Он не был баловнем спортивной судьбы. Все, чего он добился в спорте, далось ему ценой огромного упорнейшего труда, напряжения ума и сил. Занятия в Львовском политехническом институте и каждодневные тренировки, работа в конструкторском бюро и выступления за армейский клуб.

 

Да, почти вся жизнь Григорьева как гонщика прошла в армейских коллективах. Именно здесь сформировался его характер настоящего спортивного бойца.

 

Семь лет он шел к своей первой золотой медали чемпиона страны. Сколько было сомнений, разочарований, поражений! Счастье, что рядом оказался друг и единомышленник. Двадцать лет назад Юрий Игнатьевич Трофимец не был еще тренером сборной страны по мотокроссу. Они выступали вместе, за одну команду, вместе готовили машины, тренировались. Тогда судьба накрепко связала этих людей, бесконечно влюбленных в мотоспорт с его сложной техникой, большими скоростями, мужественными характерами.

 

После своего первого успеха Игорь еще семь раз поднимался на высшую ступеньку пьедестала почета. Такому может позавидовать каждый спортсмен. Но есть у Григорьева еще одна медаль. Правда, отлита она не из самого благородного металла, а лишь из бронзы. Истинная же цена ее огромна. Это награда за третье место в личном чемпионате мира 1963 года по мотокроссу. Да, Игорь Григорьев был первым советским мотоциклистом, который стал в ряды лучших спортсменов мира. Потом была золотая медаль Виктора Арбекова, золотые медали Бориса Самородова и Габдраосмама Кадырова, серебряные Игоря Плеханова. Но первопроходцем к мировому пьедесталу почета был Игорь Григорьев. Все началось с его скромной, но такой важной бронзовой награды.

 

Вот переливаются гранями хрусталя, серебром кубков две горки. Сорок больших наград смотрят на него с полок. Тускло поблескивает золото медалей, эмаль жетонов — свидетели былых побед, сотен тысяч километров трудных трасс. И всего этого никогда больше не будет...

 

Движение, стремительное движение вперед, к финишу, к цели — вот что, пожалуй, больше всего нравилось Игорю в жизни. И ради этого надо продолжать жить дальше и бороться. Бороться, чтобы двигаться. Двигаться, чтобы идти к цели.

 

Из Москвы приехал старый друг Игоря, большой почитатель мотоспорта, врач Леонид Ильич Красов. «Двигаться, во что бы то ни стало двигаться», — говорит он. В доме появились козлы, трапеция для гимнастики. Двигаться, во что бы то ни стало двигаться! Каждый день упражнения, как раньше на тренировках до пота, до темноты в глазах... И вот уже первый успех— Игорь передвигается в коляске.

 

Их оказалось так много — настоящих друзей. Тех самых, которые познаются в беде, кто помог Игорю одолеть эти страшные три года.

 

Наверное, они были самыми длинными в его жизни эти три года. Он одолел их невероятным усилием воли, совершил почти невозможное. И все это время рядом с ним прошагал самый близкий человек. «Прошагал», конечно, не то слово. Они осилили их вместе, словно взбираясь по отвесной скале чуть не вгрызаясь в нее зубами, цепляясь за малейший выступ.

 

— Аля, это очень трудная трасса. Такой еще не было у меня...

 

Альбина понимает его лучше всех. Она тоненькая, совсем как девочка. И глаза ее, большие, синие, широко раскрыты, словно хотят вобрать в себя всю его боль и рассеять все его сомнения. Раньше они выступали вместе. Альбина — мастер спорта, в прошлом чемпион Украины по мотокроссу. У нее тоже еще не было такой трудной трассы. Двое ребят, младший Юра пошел в третий класс. Саша — в седьмом. Оба мальчика — не из легких. Но самый трудный ее ребенок — Игорь.

 

Смотрика, Игорек, мы шагаем!

 

Она сбегает до следующей площадки и переносит его костыли вниз. А он уже, взмокший, стоит наверху, ждет ее и широко улыбается. Альбина возвращается, подставляет ему свою маленькую руку. «Раз, два, три»... Вот и еще один марш одолели.

 

Да, они были самыми длинными в жизни эти тяжкие три года. Но идущий осилил дорогу. «Я двигаюсь, я работаю, я живу!»

 

Да, он работает. Пока что его рабочее место ограничено подоконником, где привернуты слесарные тиски, где рядом с бормашиной — атрибутом мотоциклетного механика — рассыпаны шарошки и напильники. И вот уже на многих трассах поют на высокой ноте победную песню двигатели, подготовленные к гонкам Игорем Григорьевым. И вправду, кто еще так хорошо сумеет это сделать !..

 

Вокруг него, рядом с ним много друзей — старых и новых. Он счастливо смеется, лицо его, исхудавшее в долгих страданиях, озаряется широкой улыбкой, а его крепкие, железные руки гонщика долго мнут пальцы Юрия Игнатьевича.

Да, они, как и прежде, вместе, Григорьев и Трофимец. Они расположились рядом с трассой, по которой мчатся мимо них мальчишки в синих блузах с надписью через всю спину: «Днипро».

 

«Днипро» — это мотоклуб, созданный Игорем на одном из киевских заводов. Пока здесь пятнадцать юных гонщиков. Зато во время тренировок на трассу с соседних улиц приезжают десятки мальчишек. Все на велосипедах, и у каждого задание, полученное от Трофимца: проехать двадцать метров на заднем колесе, полторы минуты пробалансировать на одном месте, за две с половиной секунды проскочить двадцатиметровую змейку... Методика эта, проповедуемая Трофимцом, уже стала «хрестоматийной, но трудно найти тренера, столь же терпеливо, как он сам, следующего ей. Игорь отвечает за техническую часть. Побывайте на тренировке или просто понаблюдайте, как ребята готовят машины в мастерской, и вы убедитесь, что Игорь и Юрий Игнатьевич с удивительной естественностью дополняют друг друга.

 

— Домбровский, как учеба?

 

— Нормально.

 

— Паша, надень шлем.

 

— Игорь Михайлович, я только коробку проверяю...

 

— Надень шлем, тогда хоть на уши становись.

 

— Коля, эта ручка красивая, но она не годится, возьми вот эту, старую, стертую. Она будет хороша.

 

— Шурик, ты работаешь на публику. Хорошему гонщику это противопоказано.

 

Между прочим, Шурику тринадцать лет, и он отменно «ходит» на заднем колесе.

 

Много интересного можно наблюдать в клубе «Днипро». И, пожалуй, наиболее характерно то, с какой добротой относятся наставники к своим питомцам. Ребята бывают небрежны, иногда невнимательны, но никогда здесь не слышно окрика. Авторитета Игоря хватило бы на все, ему простили бы любую несдержанность, но как он корректен, с каким уважением относится к этим еще ничего не достигшим в жизни мальчишкам!

 

— А как же иначе, — улыбается Игорь.

 

Вот и еще одна тренировка кончилась. Сегодня Игорь устал больше, чем обычно. С утра пришли мотоболисты: «Игорь Михайлович, завтра игра, а машина что-то не тянет. Вот цилиндр принесли, посмотрите». «И как только вы ездили до сих пор?» — ворчит Игорь, разглядывая нетронутые окна в цилиндре. «Посмотрите». Это значит, два-три часа просидеть за тяжелой бормашиной.

 

Потом он едет к себе в «Днипро». Помогает ребятам готовить мотоциклы. Потом — вот эта тренировка.

 

Руки лежат на руле, неторопливо ведет он свою машину по вечернему Киеву. Да, это еще одна победа. Он снова сам водит машину, только теперь с ручным управлением. Игорь вспоминает, что дома его ждет неоконченная рукопись. «Мотоцикл без секретов» — так будет называться будущая книга.

 

...Петляет по косогорам трасса. Крутой поворот на склоне, прыжок после затяжного подъема, и сразу головокружительный спуск... Гремит над трассой сладчайшая в мире музыка — звонкая песня мотора... Мчатся по трассе мальчишки. Какое счастье в каждом из них узнать себя!

 

«Я остаюсь на трассе. Остаюсь, какой бы трудной она ни была».

 

Киев

В. СМИРНОВ

 

 

У Григорьевых — в крови бензин

 

Ну что за человек Игорь Григорьев! Ему бы угомониться. В феврале как-никак 75 лет стукнет. А его все на экстрим тянет. Несколько раз в неделю в инвалидной коляске накручивает свою норму в 14 км вдоль оживленной трассы. Тренируется, чтобы достойно пройти очередной марафон. Игорь Михайлович одолел их уже 67. Не для славы, не во имя рекордов, а чтобы каждый раз доказать себе и другим: могу и буду! А самые громкие победы мотогонщика № 1 в СССР Игоря Григорьева остались в далеком 1967 году.

 

Игорь Михайлович назначает мне встречу в автомастерской, где он работает консультантом. А потом, чтобы поговорить без свидетелей, ведет к своей «Таврии». Открывает дверцу, хватается за проем и, подтянувшись на крепких руках, без посторонней помощи перелетает на водительское сиденье.

 

«Вы точно экстремал!» — комментирую.

 

«Это гены. У всех Григорьевых в крови бензин», — улыбается он в ответ и приводит в пример отца, лихого шофера, прошедшего две войны — финскую и Великую Отечественную.

 

Михаил Григорьев после ранения перевез семью во Львов. Работая на полуторке, брал с собой сына, потом и водить научил. У 11-летнего Игоря тогда ноги едва доставали до педалей. Но в те годы кто обращал на это внимание? Отец всю ночь возил хлеб с поля на элеватор, а днем, когда выбивался из сил, передавал руль сыну. Позже Игорь рулил и трофейным «Фордом». А затем довелось испытать куда более острые ощущения: как-то друг дал проехаться на отцовом мотоцикле.

 

«И все. Я без этой машины уже себя не представлял. Бредил ею», — рассказывает Игорь Михайлович.

 

В 10 классе отец купил ему мотоцикл с коляской. Ну и что, что видавший виды? Парень дни напролет ремонтировал его, потом носился улицами Львова, где они жили, да так, что от ветра уши закладывало, а сердце вырывалось наружу. Езда настолько увлекала, что забывал следить за скоростью, и шального малого нередко останавливали постовые. Свидетелем одного из таких заездов 17-летнего гонщика-самоучки стал тренер ДОСААФ по мотокроссу.

Голова — как компьютер

 

Начались тренировки. К удивлению обоих, в первом же соревновании Григорьев взял третье место, во втором — стал чемпионом. Отец, болевший за сына, тогда напутствовал его: «Никогда не оглядывайся назад!» Григорьев-младший науку усвоил и шел от медали к медали.

 

Получить высшее образование? Только в автомобильном. Но не хватило одного балла, и Гришке, как прозвали его в своем кругу мотогонщики, пришлось осваивать бурение газонефтяных скважин. Распределили горного инженера в Татарию. Но там нет мотосекции! Написал: не ждите, не приеду. И три года простоял за кульманом во «Львовсельмаше», продолжая тренироваться в секции.

 

«Мотокросс — это 50—60 км бездорожья по кругу, — говорит Игорь Михайлович. — Подъемы, спуски, ухабы. Но чтобы выиграть, доводишь скорость до 100 км/час. Трясет так, что перед глазами все сливается, знаешь только направление. На более благополучных участках позволяешь себе уже 120—130 км/час. Конечно, многое зависит от мощности мотора, потому что в основном идешь на низких передачах. Но главное — от самого гонщика. Почему у нас шумахеров мало? Потому что немного людей с врожденными способностями к гонке. Голова должна работать, как компьютер: играет роль координация, глазомер, скорость реакции, работа мышц, чувство дороги и машины. Иначе при первом же повороте летишь в кювет. Проводили как-то соревнование ветеранов. Старые гонщики сели за новенькие «Калины». Кто раньше быстро ездил, тот и сейчас был впереди».

 

В 1963 г. Григорьев стал первым в советской истории, кто поднялся на пьедестал чемпионата мира по мотокроссу в классе 250 куб. см. Бронзовому призеру дали звание заслуженного мастера спорта. К 33 годам Игорь 17 раз становился чемпионом Украины, 8 — Союза, призером чемпионатов Европы и мира. Всего на его счету — 143 победы. Но хотелось одной и большой — мирового «золота». Он знал и чувствовал, что сумеет. Но чемпионом мира патриот Григорьев захотел стать не на чешском мотоцикле «Чезет», на котором завоевывал предыдущие медали, а непременно на советском. Отправился со своими предложениями на мотоциклетный завод в Ковров Владимирской области и всю зиму проработал там с конструкторами над спортивной моделью. Изменился размер цилиндров, появилась 5-я передача, по весу машина стала невиданно легкой для класса 500 куб. см — 102 кг.

 

За день до отъезда на чемпионат мира поехали на тренировку в Пирогово, что под Киевом. И случилось непредвиденное: заклинило газ. Игорь положил мотоцикл на подножку — машина опасно проскользила к краю обрыва. Нужно было соскочить, но он до последнего спасал свою «чемпионскую» машину. Обрыв закончился, и Игорь сорвался с 6-метровой высоты.

 

«Лежу, живот раздуло, ноги ватные, рука сломана... — вспоминает он. — Уже потом я узнал, что позвоночник сломан, что третий и пятый позвонки соединились, потому что четвертый вылетел, и порвался спинной мозг. Я умирал... Но очень не хотелось».

Марафон «на руках»

 

«Врачи убрали осколки и положили в палату. Умирать, — рассказывает Игорь Михайлович. — В первые две недели трижды диагностировали клиническую смерть. А потом я ожил. Пришел физкультурник, начали делать упражнения для верхней части корпуса. Врачи радовались, что хоть лежачий, да живой. Посадить меня они были бессильны».

 

Как же теперь быть с семьей? Понимая, что мужские качества утрачены, что нужен уход, как за ребенком, он напрямую сказал жене Альбине: «Можешь уйти». Она осталась, ответив, что это невозможно, потому что у них двое сыновей (Александру было 11 лет, Юрию — 6), и стала ездить по Союзу в поисках панацеи. Она верила, что найдет ее, Игорь верил, что заставит себя встать. Верил долгих десять лет: с утра до вечера — физупражнения, массажи, уколы, пчелиные укусы, гомеопатия, ванны... Сумел сесть. И все. Наконец-то смирился и стал приспосабливаться к жизни в коляске. Одно время ходил на протезах: кидал ноги руками вперед и передвигался. Мог подняться по лестнице, сходить даже в парикмахерскую. А потом поломал ногу, и от протезов пришлось отказаться.

 

«А ДОСААФ меня здорово обидело, — в голосе Григорьева до сих пор сквозит горечь. — Акт о несчастном случае уничтожили, я потом судился с ними, восстановили. Потому и сыновей не пустил в спорт. Но их все равно к машинам потянуло. Слесарничали вместе со мной, оба окончили автомобильный институт. Гены, знаете ли! Бензин в крови», — продолжает доказывать свою теорию мой визави.

 

«Десять лет семья работала на меня, теперь настала моя очередь, — продолжает он. — На заводе химикатов была мотосекция, стал тренировать детей заводчан. Позвал туда тренера из Коврова... Да он же меня потом оттуда и выжил. После того за 41 год ни разу не пришел ко мне, а недавно его похоронили», — вздыхает Григорьев.

 

Жизнь продолжала испытывать его неблагодарностью и предательством — как в юности, когда по навету не пустили за рубеж на чемпионат мира и вожделенное «золото» привез другой. Но они не могли соперничать ни с преданностью Альбины, ни с верностью друзей-мотогонщиков.

 

Уже в 1970-х, имея силу в руках, инженерную смекалку и глубокие знания автомобильных механизмов, Григорьев открыл прибыльное для тех лет дело — мастерскую по ремонту. Стал хорошо зарабатывать — как и положено главе семьи и кормильцу. Сел за написание книг по мотоспорту. Две из трех изданы.

 

А в 1989 г. ему в возрасте 55 лет опять довелось испытать волнение спортсмена на дистанции — принял участие в марафоне на инвалидных колясках. А это — 42 км 195 м практически «на руках». Первые в СССР марафоны для людей с ограниченными физическими возможностями начали проводить в Прибалтике. Там узнали, что Григорьев собрал в Киеве группу ребят, которые ездят наперегонки, и пригласили к себе. Воодушевленный Игорь Михайлович тут же стал готовить команду к соревнованиям. Ведь с просьбой заняться этим видом инваспорта он обращался к чиновникам еще в

 

1980-м, но те только отмахнулись. С тех пор не упускает возможности ощутить дух спортивной борьбы, потягаться силами с молодежью — в марафоне обычно участвуют люди не старше 60 лет. Выиграть ни разу не доводилось, но по большому счету все дистанции — победы. В московском марафоне 1990-го уложился в норматив, показав результат 2 ч 58 мин. при норме 3 час.

 

«Стер до крови руки, пот тек ручьем, последние километры колесо крутил «на автопилоте», к финишу пришел «дохлым», но счастливым... — вспоминает. — А вообще, — говорит с сожалением, — в Украине этот вид не развивается. И понятно, почему. Он требует больших затрат — коляска стоит более 5000 евро, много хлопот по уходу с теми, у кого не работает нижняя часть тела... Куда дешевле заниматься плаванием со слабослышащими. А медали на Олимпиаде те же».

 

Ему жаль также, что перестали проводить полумарафоны в Киеве. Остался только «Скифский берег» в Саках, где спинальники собираются на лечение и устраивают заезды кто на чем имеет — кто на гоночных колясках, кто на обычных. Следующий такой — в июне. Игорь Михайлович уже усовершенствовал коляску и купил новые покрышки.

 

 

Не отказывать себе в жизни

 

«Понимаете, люди, которые попали в коляску, очень меняются. Это как афганцы. Помочь им весьма сложно, — говорит Григорьев. — Хочу быть примером для них. Показать, что можно приспособиться, найти смысл в жизни, жить долго и счастливо, быть полезным. Самое страшное — беспомощность и низкая востребованность. Но вместе с тем люди находят себя. Среди инвалидов, к примеру, есть заслуженный художник Александр Дорошенко, есть открывший свою нотариальную контору юрист Олег Иваненко — у него такой «Мерседес», что нам и не снилось. Ребята работают компьютерщиками, диспетчерами, занимаются паралимпийским спортом. Даже при полной неподвижности таза через искусственное оплодотворение можно иметь ребенка. Да, поднять его потом тяжело. Но это будет жизнь, настоящая жизнь».

 

Сам Игорь Михайлович ни в чем себе не отказывает, график жизни насыщенный: день — на работе в автомастерской, второй — на даче, третий — чтобы управиться в квартире, потом опять на дачу — там всегда дел по горло. Копает вилами, пилит с женой дрова, потом их колет. Чинит то насос, то шланги, помогает жене с газонокосилкой, своей старенькой «Таврией» занимается. Потренироваться опять же нужно на трассе.

 

«Большая доля нагрузки, конечно, на жене. Кроме обычных хлопот по дому, на ней весь приятный и неприятный уход за мной. Ведь даже одеться сам не могу — падаю. Если б не Альбина... Она — больше меня боец, — признается наш герой. — Мы вместе 56 лет, познакомились, когда ей было 15, а мне 18. У нее тоже в крови бензин. Еще в юности посадил на мотоцикл, так еле потом отвадил. Мастерский минимум она выполняла на четвертом месяце беременности».

 

Елена СУХОРУКОВА

Еженедельник Спорт-Ревю № 47, 2008г.

 

 

 Владимир Худяков

Владимир Худяков

 

                                                                                                                                                  „ЮККИ" покоряется смелым

 

Каждую субботу и воскресенье вереницы машин, мотоциклов и автобусов бесконечной пестрой рекой заполняют Выборгское шоссе, что ведет к живописным пригородам Ленинграда, Но такого скопления транспорта, какое было на этом шоссе в воскресенье 19 июля, не помнят деже видавшие виды старожилы ленинградских окраин. На юрком "Москвиче" обгоняем десятки автобусов, и на каждом - лаконичная табличка с надписью: "На мотокросс". Так вот куда спешат десятки тысяч ленинградцев - на знаменитую трассу "Юкки", которая пролегла извилистой лентой .в районе поселка Порош-кино. После двухгодичного перерыве здесь вновь собрались сильнейшие гонщики из 13 стран, чтобы помериться силами на 11-м этапе чемпионате мира по мотокроссу в классе 250 см3. Одновременно здесь же принимают старт участники 4-го этапа первенства СССР на мотоциклах 500 см3.

 

Район соревнований в ярком убранстве - флаги стран-участниц, транспаранты, лозунги, стройные ряды палаточного лагеря, красивая и четкая разметка трассы. Поднимаемся на свою двенадцатиметровую вышку, здесь все как на ладони. В парке-стоянке мотоциклов большое оживление: десятки корреспондентов, фотографов, кинооператоров стараются запечатлеть самое интересное. Много людей скопилось у палатки с бельгийским флагом, и это понятно: 22-летний бельгиец Жоель Робер приехал в наш город уже чемпионом мира. Курносое, задорное мальчишеское лицо, щупленькая фигурка подростка - неужели это тот самый Робер, который был первым на восьми трассах чемпионата и развеял миф о непобедимости двукратного чемпиона мира шведа Торстена Хальмана? У палатки шведских гонщиков деловая тишина -еще и еще раз проверяют они свои "Гускварны". Герой "Юкков" 1962 года Хальман внешне спокоен, но ему все же трудно скрыть волнение - нет-нет да и взглянет экс-чемпион в сторону своего молодого соперника.

 

Оживленно у палатки, где работают английские спортсмены, впервые приехали в нашу страну двукратный чемпион Европы Дейв Биккерс и его молодой напарник Джон Гриффите. Естественно, им хочется показать сегодня все свое мастерство. А вот и серебряный призер чемпионата мира прошлого года чехословацкий спортсмен Властемил Валек, Но что это? Он стоит у совершенно незнакомого нам мотоцикла! "Да это же "Ява",- говорит мой помощник, - новая "Ява", которую испытывает в этом году Валек".

 

У палаток советских гонщиков больше всего мальчишек, они не умеют скрывать своих чувств. Все их симпатии еще до старта на стороне Виктора Арбекова, Игоря Григорьева, Александра Яковлева и других наших ребят.

 

Наконец все приготовления закончены. Гонщики вызываются в закрытый парк, а затем на линию старта, Еще не успели последние выбрать себе место на старте, как самые нетерпеливые уже устремились на трассу - массовый фальстарт. Судьи останавливают участников, вновь выстраивают их на старте - и снова фальстарт. Чемпионат мира вошел в заключительную фазу, и теперь каждый заезд имеет огромное значение для распределения мест в турнирной таблице. Правда, судьба первых двух мест решена- Робер и Хальман недосягаемы.

 

 

Но кому достанется бронза? К 11-му этапу у Григорьева и Биккерса по 20 очков, и они делят 3-4-е места, а Виктор Арбеков на 5-м месте (18 очков). Не потеряны шансы у Властемила Валека и Укке Юнсона. Все это и предопределяет острый характер борьбы. К концу первого круга лидерство прочно захватил Робер. Самые сложные участки трассы он проходит по-чемпионски, совершая головокружительные прыжки и безупречно действуя на поворотах. Под стать гонщику и его мотоцикл. Чехословацкий "Чезет-250" еще раз подтверждает репутацию лучшего мотоцикла в мире. На втором месте шведский спортсмен Юнсон. Несмотря на молодость (он только в этом году вышел из группы юниоров), Юнсон демонстрирует зрелое мастерство. Советские гонщики Виктор Арбеков и Игорь Григорьев идут соответственно на 3-м и 4-м местах. В шестерке сильнейших Дейв Биккерс и Властемил Валек.

 

 

В таком порядке спортсмены и заканчивают первый заезд. Седьмым на финише был Олле Петтерсон (Швеция). Только им удалось полностью пройти дистанцию. Остальные отстали от лидеров на круг и более. Первую половину дистанции неплохо прошли советские гонщики Гунар Драугс, Виталий Тюрин, Владислав Горулько, но из-за неисправностей мотоциклов они покинули трассу.

Несмотря на то, что разведка сил была уже закончена, второй заезд тоже начался с фальстарта, С первых же метров лидерство захватили Виктор Арбеков, Игорь Григорьев и Укке Юнсон. Шведского гонщика уже на втором круге подводит мотоцикл, и наши ребята все дальше и дальше уходят вперед. Но где же чемпион мира? Неудачно взяв старт, Жоель Робер был после первого круга только двадцатым. И все же, продемонстрировав все свое мастерство, раскрыв все свои технические и тактические приемы, новый чемпион сумел закончить заезд вторым, проиграв только Виктору Арбекову. Молодой советский гонщик сделал все для победы, еще раз убедительно доказав, что он является гонщиком экстракласса. Игорь Григорьев финишировал третьим.

 

Пожалуй, наиболее интересной в этом заезде была борьба Биккерса, Валека и Драугса за последующие места, К концу дистанции дебютант чемпионата рижанин Гунар Драугс сумел обойти второго призера прошлогоднего первенства Влаетемила Валека и занять шестое место. Дейв Биккерс был НА финише пятым. Четвертое место занял швед Олле Петтерсон. А Торстен Хальман и в первом и во втором заезде сумел пройти лишь три круга.

 

Когда судьи подвели итоги, шестерка сильнейших на 11-м этапе выглядела так: Ж. Робер -Бельгия ("Чезет") 8 очков; В. Арбеков -СССР ("Чезет") 6; И. Григорьев - СССР ("Чезет") 4; Д. Биккерс-Англия ("Гриве") 3; О. Петтерсон - Швеция ("Гускварна") 1; В. Валек -ЧССР ("Ява") 1 очко.

Таким образом, после 11-го этапа В. Арбеков и И. Григорьев, набрав по 24 очка, закрепились на 3-4-м местах, оттеснив англичанина Биккерса. Все три победителя этапа выступали на мотоциклах "Чезет". Это еще одно яркое свидетельство успехов чехословацкой мотоциклетной промышленности.

 

 

Уроки в Юкках

Бескрайная небесная синь. Беспощадно палит солнце. «Обещают плюс тридцать пять», — сообщает наш водитель. Мы движемся в плотном потоке машин к трассе в Юкках, название которой о многом говорит истинному любителю мотоспорта. Здесь, в двадцати с лишним километрах от Ленинграда, чаще, нем где бы то ни было у нас, мерились силами сильнейшие мотокроссмены мира.

 

 

 

 

Уроки в Юкках

 

Я был тут пять лет назад, в тот счастливый день, когда Геннадий Моисеев завоевал свою третью золотую медаль чемпиона мира в классе 250 см3. Славное то было время. Время торжества советской школы мотокросса. В том же году Моисеев со своими товарищами по команде выиграл «Кросс наций», а в следующем — «Трофей наций». Теперь обо всем этом мы вспоминаем с известной грустью, потому что в силу ряда причин заметно сданы эти позиции и наши мастера не числятся среди претендентов на высшие награды.

 

 Г.Моисеев

Г.Моисеев

А сегодня на ленинградской трассе, можно сказать, дебют. Впервые принимает она в ранге чемпионата мира класс 125 см— самый молодой в календаре ФИМ по мотокроссу и, как свидетельствуют специалисты, самый «резвый», самый темпераментный. Мы не стартуем в нем по полной программе из двенадцати этапов, а лишь здесь, в Юкках, на девятом из них, выставляем участников. У нас свой интерес: посмотреть, как выглядит рядом с нынешними звездами мотокросса молодая поросль наших мастеров, включенных в сборную страны, а вместе с ними испытать новые мотоциклы «Восток» 3.240, которые подготовили к этому соревнованию во ВНИИ мотопроме.

 

 справа В.Худяков

справа В.Худяков

Все больше поток машин и мотоциклов. От поворота с магистрали (а она в нескольких километрах от трасты) движутся уже целые толпы людей. Ближе — палаточные городки прибывших накануне болельщиков. Наконец, въезжаем в зойу служб чемпионата, откуда открывается вид на трассу. Трудно поверить: до начала еще два часа, а все вокруг, насколько хватает глаз, заполнено десятками тысяч людей. Как же надо любить мотоспорт, понимать его, ценить, чтобы так дружно, я бы сказал, вдохновенно демонстрировать ему свою преданность, причем в далеко не лучшие для наших кроссменов времена и в нестерпимую жару, когда тянет к воде, в тень деревьев. Хочется в связи с этим привести слова президента национального олимпийского комитета Бельгии Рауля Молле, сказанные в интервью «Советскому спорту» по поводу того, что мотоспорт заслуживает быть в программе олимпийских игр: «Ни в моей, ни в вашей стране не найдется ни одного 14-летнего мальчика, который не мечтал бы о мотоцикле. Мотоциклизм — это так современно, это скорость, это мужество. Соревнования мотоциклистов пользуются огромной популярностью».

 

В этом в полной мере можно было убедиться, находясь в Юкках. Ни очень длительная (из-за иапризов чемпиона мира Эрика Гебоерса и еще нескольких зарубежных гонщииов) задержка старта, ни возникшие в связи с этим проблемы буфетов, воды и прочего не смогли охладить энтузиазм болельщиков, которые по достоинству оценили высочайшее мастерство кроссменов Бельгии, Италии, Финляндии, Франции и других стран.

 

 

Еще до начала ленинградского этапа можно было очертить круг главных действующих лиц: это лидер первенства двадцатилетний Э. Гебоерс, следующий за ним вице-чемпион итальянец М. Ри-нальди (оба — фирменные гонщики «Су-зуки») и претендующие на «бронзу» американец Д. Гибсон и финн П. Вехконен (оба на «Ямахе»).

 

И вот качнулась и покатилась вперед по затейливой трассе мотоциклетная армада. То пропадают из поля зрения, то появляются вновь мчащиеся машины и их всадники. Да, все как предполагалось — впереди претенденты на награды. Разве что несколько неожиданно на гребне гонки оказался француз Ж. Вимон. В непосредственной близости за ним Ринальди и Гебоерс. Центральное телевидение показало в записи свой репортаж из Юкков и, надо полагать, многие видели самые захватывающие моменты девятого этапа: как покидал трассу Вимон, бросивший перчатку лидерам в обоих заездах; как та же участь постигла бельгийца Фелькенеерса, в один из моментов вышедшего на первую позицию; как словно крадучись приближался и соперникам в первом заезде Гебоерс и прямо-таки играючи обошел их; как прыгали кроссмены, взлетали на отвесные участки, поражая возможностями своих машин, своих мускулов, своего расчета. Общую победу на этапе одержал Микеле Ринальди (2-е и 1-е места е заездах). Он чуть опередил Гебоерса (1-е и 3-е места), но не поколебал ere прочного положения в общем зачете по девяти этапам. Третьим был финн П. Вех-коней.

 

 

Ну» а как же наши ребята? Выступали они, вроде бы, и смело, даже самоотверженно и все же оказались не более чем середнячками среди элиты мото-кроссменов - слишком уж велика была разница в классе, да и в машинах. Лучше других выглядел воспитанник мотосекции ДОСААФ эстонского совхоза «Саку» Андрее Крестиков — в первом из заездов он был четырнадцатым из 34 стартовавших, а во втором чуть-чуть не дотянул до финиша. По разным причинам вынуждены были сойти Валерий Кагарлицкий (он, как и Крестинов, выступал на новом «Востоке»)» Ю. Панов и А. Морозов. Не будем сетовать по этому поводу. Все в порядке вещей. Те» кто исполняет ведущие роли на нашей домашней сцене и в Кубке дружбы, не могут сегодня составить конкуренции сильнейшим, даже если они пересядут с экспериментального «Востока» на самые что ни на есть лучшие в мире кроссовые мотоциклы. И, думается, тем для нас и ценен урок в Юкках, что специалисты смогли сообща и непредубежденно оце-нить существующее положение, критерии мастерства, требования к машинам и еще раз прикинуть, проанализировать, что предстоит сделать завтра, послезавтра, через год, через два.

 

 

А дел впереди непочатый кран, «ели мы всерьез намерены вернуть утраченные позиции. Начать со спортивных машин, которые, как известно, в мотоспор, те вообще и в мотокроссе в частности половина успеха, если не больше. Не вдаваясь в историю вопроса и приветствуя идею возможного сотрудничества с зарубежными фирмами, как это было раньше, мы, очевидно, должны делать ставку прежде всего на создание отечественного мотоцикла, конкурентоспособного не по перечню нововведений и технической характеристике, а по существу, по тем реальным возможностям, которые предоставляет он спортсмену для выступления на равных с обладателями фирменных «сузуки», «ямах*», «хонд». Всяческой поддержки и похвал заслуживают работы ВНИИ мотопрома по созданию такой кроссовой машины в классе 125 см3. И хотя прогресс здесь налицо, выступление наших ребят на этапе чемпионата мира показало, что проблема техники очевидна и что мы находимся только в начале ее решения.

 

 Анатолий Бочков

Анатолий Бочков

Мотокросс — в этом можно было наглядно убедиться в Юкках — развивается стремительно, и тот, кто хочет добиться в нем высот, не может позволить себе жить старым багажом. Это относится не только к машинам — к людям. Хорошо, что в тот же день на ленинградской трассе проводилось наше юниорское первенство, что ребята увидели в деле лучших кроссменов мира, учились, запоминали, — надо уметь пользоваться и чужим опытом. Плохо другое. Наша недавно одна из самых передовых в мире школ мотокросса, похоже, топчется на месте. Что-то не видно в ней новаторов — наставников, ищущих новые пути воспитания мастеров экстракласса. Во всяком случае, в Юкках мы не ощутили плодов их труда ни в заездах чемпионата мира, ни в юниорских.

 

И последнее, если говорить об уроках. Проведение соревнований, тем более такого масштаба, это не просто открытие, эаезды, вручение призов, а гораздо больше. Это сочетание спорта, праздничности, гостеприимства — всего того, что должно служить высоким воспитательным целям, пропаганде мотоспорта. Обязательным, непременным должно быть X при этом внимательное отношение к представителям прессы, освещающим состязания. Видимо, эти простые истины не усвоили еще некоторые должностные лиц?1. Пример тому — директор соревнований в Юкках (он же начальник ленинградского городскогЪ спортивного автомотоклуба) А. Гаврнльченко, который всем своим видом, а главное действия демонстрировал полное пренебрежение и нуждам пресс-центра, обеспечению его работы. Недопустимыми были темпы вы дачи необходимой прессе ее размножения и многое другие.

 

 

 

«Юкки» - легендарная мототрасса в Ленинградской области, место проведения многих чемпионатов мира в 70-80-е годы, - уже давно только в памяти гонщиков.

 

Максим Бубликов, председатель комиссии мотокросса Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

 

«Здесь каждый метр земли связан с историей мотокросса. Либо это была сама трасса, либо это был закрытый парк гонщиков. Каждый метр здесь со своей мотоциклетной историей».

 

Максим Бубликов вырос в Юкках, здесь влюбился в мотокросс. Этот шлагбаум стал символом несостоявшегося будущего. Кто же украл у Петербурга мототрассу?

 

Владимир Яковлев, президент федерации мотоспорта Санкт-Петербурга в 1993-2003 гг.:

 

«Территория 40 гектаров была. Принадлежала она ДОСААФ. К сожалению, ДОСААФ распорядился ей по-своему. Мы по факту узнавали, как терялись там постепенно 20 гектаров, последние 20 гектаров».

 

Максим Бубликов, председатель комиссии мотокросса Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

 

«Если есть заинтересованность, то нужно проводить серьезное расследование: кто, как и почему это разрешил? Почему прекратила существование одна из лучших трасс Европы».

 

За заборами особняков - именно они с легкой и прагматичной руки тогдашнего руководства ДОСААФ теперь осваивают отнятые гектары - сытое благополучие новой России. Десять лет назад, чтобы «украсть» трассу у любителей мотоспорта, даже административные границы Юкков и Бугров перекраивали. Все застроили. Последняя гонка прошла здесь в 1998.

 

Владимир Яковлев, президент федерации мотоспорта Санкт-Петербурга в 1993-2003 гг.:

 

«Вот как судьба распорядилась. Последние соревнования в Юкках… официальные и столетний юбилей мотоциклетного спорта в России».

 

Тогда, 11 лет, назад чиновники заявили президенту Федерации мотоспорта - слишком большие рычаги задействованы. А какие рычаги сегодня мешают им помочь федерации мотоспорта?

 

Олег Шелогаев, член комиссии мотокросса Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

 

«Администрация города или области пока не обратила внимания на то, что в течение последних лет не закреплено место под проведение мотокроссов».

 

Навстречу спортсменам идет сегодня только руководство Кировского района Ленобласти. Но трасса в Кировске непригодна для проведения серьезных международных форумов. Петербург - единственный из городов-миллионников страны, который имел, но бездарно лишился собственной трассы.

 

Игорь Иванов, корреспондент:

 

«Это место мотоциклисты называли мировым подъемом - настолько он был крут. Сегодня трасса уже покрыта молодой порослью. Совсем рядом вот такое деревянное сооружение: здесь будет новый дом».

 

 

 

 

Валерий Корнеев – Интервью с последним чемпионом СССР(2000г)

 

 справа Валерий Карнеев

справа Валерий Карнеев

Кросс наций" и "Трофей наций" - ежегодные командные чемпионаты мира по мотокроссу. Как правило, они проводятся в конце мотосезона и подводят итоги личных чемпионатов. В этих двух командных гонках борются за победу лучшие из лучших: чемпионы и призеры личных первенств со всех континентов. Советская команда, выиграв "Кросс наций" 500 куб.см. в 1978 г., становится победителем "Трофея наций" 250 куб.см. в 1979 г. Имена гонщиков сборной команды СССР: Г. Моисеева, В.Кавинова, Ю.Худякова, В.Худякова, В.Корнеева - навсегда вошли в историю мирового спорта.

 

Последним русским чемпионом "Национальных" мировых чемпионатов стал Валерий Юрьевич Корнеев, выбывший из сборной СССР по решению ЦК ДОСААФ в 1980 г. Самый молодой и перспективный гонщик команды, он в течение последующих лет становится неоднократным чемпионом и призером различного уровня союзных гонок.

Много раз подтверждая звание лучшего гонщика, Корнеев одерживает победы в чемпионатах Вооруженных сил и чемпионатах России, как правило, в самых престижных классах: 250-500 куб.см., а также 550 куб.см. - "национальный класс" (мотоциклы отечественного производства).

 

Судьба двукратного чемпиона мира, СССР, пятикратного чемпиона ВС СССР, мастера спорта международного класса Валерия Корнеева вызывает большой интерес, ведь уже 20 лет все попытки российских гонщиков завоевать утраченные призовые позиции мировых чемпионатов остаются безуспешными. Я

 

обратился к Валерию Юрьевичу с несколькими вопросами.

 

 

- Скажите, пожалуйста, как и когда произошло Ваше знакомство с первым мотоциклом?

- Сосед дал на лето мотоцикл. Было мне 12 лет. Отдал он мне его вечером, я прокатился и всю ночь не мог заснуть. Много впечатлений сразу, но ночью же не будешь кататься! А утром встал и погнал. Лето откатался, потом его у меня забрали. Позже родители уже купили мне мотоцикл. А тут как раз и мототрассу недалеко от дома сделали. Спортсмены приезжали тренироваться и я за ними гонял на своем мотоцикле. Они меня не восприняли серьезно: 15 лет было. В секцию тогда брали после 16-ти.

 

- А как же Вас в мотосекцию все же взяли?

 

Однажды зимой трассу замело снегом. Я взял лопату и весь день чистил эту трассу. На следующий день пришел в секцию и сказал, что можно ехать на тренировку. Мне долго не верили, потом согласились. А. мне было интересно хотя бы посмотреть. Дали мне тогда на кроссовом мотоцикле один круг прокатиться. Вот класс! Вот так ради первого раза я всю трассу и почистил. Зато после того случая меня взяли в секцию и сказали: "Вон там рама в углу валяется, там колеса, а в верстаке запчасти от мотора ". А сами, видно, подумали: соберу я мотоцикл или нет. Начал я собирать. В то время я на Саратовском агрегатном заводе токарем работал. Выточу оси, выточу гайки, шайбы - положу в секции на верстаке, прихожу в следующий раз, а запчастей моих нет. Я подумал, посчитал, составил список всего, что мне надо, выточил гайки, оси, болты, набрал с запасом и за два дня собрал мотоцикл. И мотор сам собрал, хотя до этого не собирал ни разу. Короче говоря, два дня и был у меня свой мотоцикл на колесах.

 

- Ну и что дальше было?

 

 

- Ну, что дальше? Работал, закончил вечернюю школу (9-10 класс) в 16 лет отучился в автошколе и тренировался. В 18 лет уехал в Калининград, оттуда и призвали служить в спортивный клуб Балтийского Флота. Два года отслужил сверхсрочной службы, еще через год присвоили звание мичмана. Служил и ездил на соревнования, выступая за спортклуб Флота до 1985 года

 

- А как в сборную СССР попали?

 

- Хорошо проехал на чемпионате СССР, занял четвертое место. А на чемпионате Вооруженных сил - первое. Вот и взяли.

 

- Какая из гонок в составе сборной СССР вам запомнилась больше всего?

 

- Спартакиада дружественных армий на Кубе в 1977 г. Тогда я в финальном заезде напрыгнул на Кавинова. Трасса была очень сложная, там если не прыгать, то бьешься в следующую стенку, либо сильно теряешь ход. Получилось так, что мы вместе с Кавиновым ехали и впереди два гонщика, он решил их обьехать в этом месте, а я решил перепрыгнуть всех троих, ну и прямо на него, он сломал ключицу, а я получил сотрясение мозга и вывихнул плечо. В итоге командой мы заняли второе место, а должны были первое. После главный тренер мне постоянно выговаривал, что надо думать, куда ты прыгаешь. А что тут подумаешь, когда летишь 30 метров. Остановиться что-ли в воздухе?

 

- После чемпионатов мира о вас много писали, говорили, что вы - "прочно вошли в состав сборной команды страны" Оказалось не так?

 

- Наверное, не совсем так. В 1980 году на меня пришла анонимочка, написали неправду - что провожу наркотики и порнографию. И по законам того времени, не разбираясь, меня не взяли в сборную. Я позвонил, в ЦК ДОСААФ, мне сказали, что я не выездной. Вместо этапа, чемпионата в Италии, поехал я на этап России в город Псков, занял первое место.

 

- Но спорт-то Вы хоть не бросили?

 

- Да нет, как же, ездить я не бросил, наоборот, хотел быть первым. Долго еще добивался, занимал призовые места, но в сборную не брали, за рубеж не пускали.

 

- А как получилось, что в Ростов переехали?

 

- В Ростовскую команду меня позвали товарищи. Я с ними еще юношей

 

"гонялся". Да и условия в спортивном клубе здесь были лучше.

 

 

- А что, на Донской земле вас только как мотогонщика знали?

 

- Да, с 1985 года по 1990 год на чемпионатах вооруженных сил я принимал участие в автокроссе в составе команды Ростовского Спортивного клуба. Из шестидесяти машин приезжал в первой пятерке. На чемпионате в Ульяновске выполнил норму мастера спорта по автокроссу.

 

- На каких соревнованиях вы последний раз заняли призовое место?

 

- В 1991 году на чемпионате России в Волгограде. "Национальный класс" 350 куб.см., показал лучший результат. С тех пор я практически не ездил, здоровье не позволяло.

 

- Это и была ваша последняя гонка?

 

- Нет. Год тому назад в Калининграде, в классе ветеранов, занял первое место. Я думаю, что не в последний раз!

 

- А чем сейчас занимаетесь?

 

- Не так давно мне предложили стать старшим тренером сборной команды по мотокроссу общественной организации Союза спортивной борьбы народов Северного Кавказа. "Борец" называется. Я согласился. Теперь помогаю молодежи, передаю знания будущим чемпионам.

 

24 декабря 2004 года Корнеева не стало.

 

Тренерами и наставниками Валерия Корнеева были

В Саратове - Трефилов  Станислав, Бургучёв Александр (1968 – 1973)

В Калилинграде - Попенко Виктор, Савченко Александр и Савченко Наталья (1973 -  1985)

В Ростове на Дону - Чекушкин Александр. (1985 – 1990)

 

Текст Михаил Андырцев

  • 18383
  • 0

Комментарии

Комментарии к этой статье запрещены.