ЧАСТЬ 2. Чтобы помнили…. Подборка статей по истории мотокросса в СССР

Роман Мишенев (_) Роман Мишенев (_)
ЧАСТЬ 2. Чтобы помнили…. Подборка статей по истории мотокросса в СССР
Легенды отечественного мотокросса

Владимир Кавинов. О кроссе и о себе (1989г.)


Досье: Спортивное звание: Заслуженный мастер спорта СССР

В мотоспорте: с 1965 года по 1993 год.

Правительственные награды: орден "Знак Почёта"

Спортивные результаты:

Командный чемпионат мира по мотокроссу:
-1978 г. - класс 500см3 - 1 место
(Моисеев Г., Кавинов В., Корнеев В., Худяков В.)
-1979 г. - класс 250см3 - 1 место
(Моисеев Г., Кавинов В., Корнеев В., Худяков Ю.)

Чемпионат мира по мотокроссу (личный зачёт):
-1968 г. - выступил на 4-х этапах класса 250см3
-1969 г. - класс 250см3 - 9 место
-1970 г. - класс 250см3 - 10 место
-1971 г. - класс 250см3 - не попал в десятку
-1972 г. - класс 250см3 - не попал в десятку
-1974 г. - выступил на одном этапе класса 500см3
-1976 г. - класс 250см3 - 3 место
-1977 г. - класс 250см3 - 2 место
-1978 г. - класс 250см3 - 4 место
-1979 г. - класс 250см3 - 3 место
-1980 г. - класс 250см3 - 17 место
-1981 г. - класс 250см3 - результата нет
-1985 г. - класс 125см3 - результата нет

Чемпионат СССР по мотокроссу (личный зачёт):
-17 золотых медалей
-9 серебряных медалей
-3 бронзовых медали
-1 медаль чемпиона СССР среди юношей

 

Нагаждён дипломами как тренер подготовивший призёров чемпионата СССР: Ефимова Анатолия, Тарасова Николая.

Также награждён дипломом за подготовку чемпиона СССР Морозова Александра.

7 раз был награждён дипломами за подготовку чемпионов Украины: Пащинского Александра, Пащинского Николая, Майборода Романа.


АНКЕТНАЯ СПРАВКА. Возраст - в январе исполнилось 40 лет. Спортивное звание - заслуженный мастер спорта. Профессия - военнослужащий (капитан), тренер («играющий») Спортивного клуба армии Киева. Достижения - обладатель 16 золотых, восьми серебряных я двух бронзовых медалей чемпионатов СССР по мотокроссу в классах 125, 250, 350 и 500 см3, двукратный победитель командных чемпионатов мира «Кросс наций» и «Трофей наций», серебряный (1976 г.) и дважды бронзовый (1977 и 1979 гг.) призер личных чемпионатов мира в классе 250 см3. Правительственные награды - орден «Знак Почета». Семейное положение - женат, имеет дочь и сына.

Достижения Владимира Кавинова в чемпионатах страны по мотокроссу уникальны. Выиграв свою первую золотую медаль 17-летним юношей, он вот уже около трех десятков сезонов не остается без наград. Когда ему исполнилось 34, а было это в 1983 году, к Кавинову, похоже, пришло второе дыхание. Шесть последующих лет - шесть чемпионских титулов! Причем шестнадцатую по счету золотую медаль он завоевал в прошлом году не в классе 350 см3, где круг претендентов на победу очень ограничен, а в «500», который неизменно собирает всех сильнейших спортсменов страны. Естествен поэтому первый вопрос к нашему сегодняшнему собеседнику:

- Чем объясняется, Владимир, столь длительное и успешное твое спортивное долголетие?

- С годами научился дозировать тренировки, готовиться к соревнованиям не вообще, а достигать пика формы к главному, на мой взгляд, старту сезона. Изменился и психологический настрой перед состязаниями: раньше излишне волновался, накануне плохо спал, теперь в этом смысле стал невосприимчив к возможным стрессам. Все-таки опыт... Ну и, конечно, подготовка техники. Здесь нет мелочей. Привык тысячу раз проверять каждую гайку, каждый винтик. Поэтому и сходов из-за неисправности мотоцикла в последние годы у меня практически нет.

- Ты когда-нибудь думал, что станешь одним из ведущих и самых известных мастеров мотоспорта?

- Нет, хотя родился в фабричном поселке Клязьминский, а он по соседству с мотоциклетным Ковровом. Занимался боксом, лыжами, другими видами спорта, играл на кларнете в духовом оркестре - в детстве ведь все очень талантливы. Учился в профессиональном училище по специальности токарь-инструментальщик. Собирался продолжить семейную династию: токарями работали и мой отец, и старший брат. Но как-то в ПТУ попалось на глаза объявление: 15-летних приглашали записываться в мотосекцию при заводе имени Дегтярева. И тут, видимо, сработали заложенные в ковровских мальчишках мотоциклетные гены. Так я познакомился с мастером спорта Юрием Игнатьевичем Трофимцом, в то время начинающим тренером, который стал для меня не просто спортивным наставником, а учителем на всю жизнь.

Конечно, все мы, подростки, были уверены, что через неделю-другую будем участвовать в соревнованиях, в очень удивились, когда Трофимец для начала предложил какие-то игры. Оказывается, это были его знаменитые тесты на реакцию, сообразительность. Умение решать одновременно несколько задач, координацию движений. Не все их прошли, я выдержал и остался в секции.

- Если не ошибаюсь, уже через два года Володя Кавинов стал победителей первенства страны среди юношей и членом сборной команды СССР.

- Ничего сверхъестественного в этом не было. Секция наша была оснащена по тем временам великолепно. Мотоциклов, бензина - хоть отбавляй, ни одна из тренировок не срывалась. Ну а о тренере я уже сказал. Он был и новатор и фанатик одновременно. К том;. же мы занимались рядом с его учениками - такими известными тогда кроссменами, как братья Владимир и Александр Кралинины, Виктор Волков, Александр Яковлев, Вячеслав Горулько, Виталий Тюрин. И Юрий Игнатьевич не кривил душой, когда говорил нам, что при серьезном отношении к делу можно через два-три года стать чемпионом Такую цель я перед собой и поставил. Что говорить, очень трудно было. Уезжать из дома затемно первым автобусом. отрабатывал смену на заводе - и в секцию. Там подготовка мотоциклов. тренировки. Возвращался поздно ночью. Но ни разу не подумал о том, чтобы бросить. Трофимец не позволял нам скучать - В его занятиях не было ни монотонности, ни однообразия, которые отсеивают обычно из секций добрую половину новичков.

- Помнится, о тебе писали как чуть ли не о самом техничном и стабильном мотокроссмене. Это заслуга твоего первого тренера?

- В мотокроссе роль тренера в выработке правильной посадки, других компонентов техники езды не столь велика. В конце концов, каждый выбирает посадку сам: было бы удобно, была бы быстрота. Трофимец же научил меня тщательно изучать трассу, слушать мотоцикл, думать во время гонки, как рационально войти в поворот, кап выйти из него, и многим приемам.

- Дальше ваши пути разошлись?

- Да, я был призван на воинскую службу и попал в львовский армейский клуб. Здесь мне тоже повезло тренером - Владимиром Яковлевиче Бондарчуком. В первый же год (это было в 1968-м) я получил возможность выехать вместе с Виктором Арбековым и другими нашими кроссменами на несколько этапов чемпионата мира. Рад был, конечно, но не представлял себе что это такое. Стараешься изо всех сил тянешься, но уже в середине заезда сердце буквально вырывается из груди, руки, ноги наливаются свинцом. И обиднее всего - бельгиец Жоэль Робер, а он в том году опять стал чемпионом, обходит тебя на целый круг. Думал, что никогда не смогу ехать так, как едет он, швед Халльман или Арбеков. Однако в следующем году, выступая уже на всех этапах, на последнем, в Ленинграде, я сумел в двух заездах опередить самого Робера и занять по итогам чемпионата в общем-то неплохое для себя девятое место.

- Не все, однако, было безоблачным в твоей спортивной биографии. Так, кажется?

- Надеялся, что мы не коснемся этой до сих пор больной для меня темы - столько времени уже прошло! В 1972 году после увольнения из армии я жил уже в Киеве и занимался опять под руководством Трофимца в спорттехклубе «Днепр» при заводе химикатов. В то время меня считали лидером сборной. Выезжая на очередной этап чемпионата мира за рубеж, я был обвинен в нарушении таможенного режима и исклю­чен из команды. Намеренного умысла с моей стороны, готов это и сейчас утверждать, не было, да по нынешним правилам и самого нарушения-то не было. Но факт остается фактом. Как это часто случается, беда не приходит одна: руководство завода объявило, что не имеет возможности оставить меня в секции на прежних условиях. Нужно было искать выход. Только победы в чемпионатах СССР могли вернуть меня в сборную. Помог главный тренер Вооруженных Сил Владимир Николаевич Дудко. Я вновь стал военнослужащим и продолжил занятия мотоспортом в киевском спортивном клубе армии. За три года, выступая одновременно в двух классах, сумел завоевать три золотые, две серебряные и одну бронзовую медали на чемпионатах страны.

- Владимир, вершина твоего успеха пришлась, можно сказать, на время расцвета советского мотоспорта - время, полное интересных событий, которые оставили заметный след в памяти его поклонников.

- Да, но у этих интересных событий была невидимая сторона, требовавшая от наших руководителей смелости, что в тот, застойный период никак не поощрялось. В 1972-м Робер, выиграв в очередной раз звание чемпиона, решил оставить спорт. Мы с Геннадием Моисеевым чувствовали, что у нас появляется шанс. Однако чехословацкие мотоциклы 43, на которых выступали все советские гонщики и которые добрые десять лет верно служили нам, исчерпали себя. Геннадий, например, лидируя, сходил с трассы из-за поломок почти на каждом этапе. Нужна была новая техника, а она, как известно, только западного или японского производства. Помог вроде бы случай, но не исключено, что он был кем-то запланирован. В Голландии перед очередным этапом таинственно исчезли два из четырех привезенных нам - Моисееву, мне и Павлу Рулеву 43. Встал вопрос: где достать машину? И вот тогда руководителю нашей делегации - преподавателю одного из ленинградских институтов Виктору Ивановичу Соколову предложили свои услуги представители малоизвестной в то время австрийской фирмы КТМ. Соколов связался с Москвой и попросил разрешения. Ему ответили: «Вопрос решить не можем».

- Виктор Иванович взял ответственность на себя. На КТМ сел я и сразу же почувствовал, что это за машина: на одном круге я выигрывал у соперников секунд десять. Через несколько дней здесь же, в Голландии я уже победил на КТМ в товарищеском кроссе с участием всех сильнейших, в том числе и тех, кто выступал на чемпионате мира в классе «500». Победителей, вроде бы, не судят, тем более что мы заработали для федерации немало валюты, а на душе скребли кошки: как оценят в Москве шаг Соколова? Не стану вспоминать всего, что было. Виктору Ивановичу пришлось доказывать свою правоту в разных инстанциях, и в конце концов этого высококлассного специалиста все же отлучили от мотокросса. Хорошо, что неизбежность союза с КТМ стала всем очевидна. Продолжался он около десяти лет, и за это время мы на ее мотоциклах завоевали пять чемпионских титулов, много медалей другого достоинства, в течение ряда лет пополняли валютную кассу ЦК ДОСААФ СССР. Не без нашей помощи КТМ выдвинулась в число ведущих мотоциклетных фирм мира.

- Но не в эти ли годы были допущены ошибки, которые затем роковым образом сказались на выступлениях сборной? Я имею в виду то. что ставка делалась только на Моисеева и Кавинова при отсутствии заботы о достойной смене?

- Совершенно правильно. Желание заработать как можно больше заставляло прежних руководителей нашего мотоспорта с каждым годом запрашивать у хозяина фирмы КТМ Эриха Трункенпольца все большие суммы за наши выступления. Он говорил: «Вы плохие дельцы, сократите сумму, и я обеспечу мотоциклами еще несколько ваших молодых гонщиков». К сожалению, этого не было сделано.

- А мог бы ты тогда стать чемпионом не только в командном, но и в личном зачете?

- Вряд ли. После трехлетнего перерыва меня вернули в сборную вторым номером. Лучший мотоцикл, лучший механик фирмы предназначались Геннадию Моисееву. Моя же задача заключалась в том, чтобы его подстраховывать. Это закон большого спорта. Правда, в 1979 году на серийном КТМ стал бронзовым призером, а Геннадий на «чемпионском» занял четвертое место, но это уже было накануне разрыва с фирмой КТМ.

- Вернемся к внутрисоюзным чемпионатам. Какой ты видишь выход из затяжного кризиса, в котором пребывает у нас мотокросс?

- В нашу мотопромышленность абсолютно не верю, без современных машин для кросса говорить о чем бы то ни было бесполезно. Все, что она дает для мотоспорта, - это уровень 25-летней давности. Выход один - закупать лучшие зарубежные образцы, и не две-три «ямахи», как сделали в нынешнем году для молодежной сборной, а в количествах, обеспечивающих и тренировки и выступления сборников. Знаю, что на это нет денег. Но валюту нужно научиться зарабатывать - на товарищеских кроссах за рубежом, привлечением спонсоров к нашим соревнованиям с участием гонщиков капиталистических стран, другими путями. Никто нам ничего готового на блюдечке не поднесет. Словом, крутиться надо, искать новые подходы.

- У тебя подрастает сын. Хотел бы, чтобы и он занялся мотокроссом?

- Я не против, но жена говорит, что, если в семье заведется еще один мотоциклист, она не выдержит.

- Чем ты увлекаешься в свободное время?

- У меня его нет. Все годы ловлю себя на мысли, что мечтаю на день-другой выехать из города с семьей отдохнуть. Не помню, когда был в отпуске. Но я сам выбрал такую жизнь.


По материалам журнала "За рулем" №4 1989г.

 


Владимир Иванович Карнеев

В истории мотоспорта есть свои легенды. Они живут яркой спортивной жизнью, посвятив себя мотоциклетному спорту, и уходят от нас настоящими спортивными героями. Но память о них продолжает жить в сердцах и умах людей, влюбленных в мотоспорт.

Инициативная группа при поддержке спортивных клубов и общественных организаций России, а так же многочисленных поклонников мотоспорта приняла решение создать Мемориал Владимиру Ивановичу Карнееву - великому спортсмену, тренеру, выдающемуся комментатору, внесшего огромный вклад в дело развития мирового и отечественного мотоспорта.

Прожив сложную и многообразную жизнь, окрыленный любовью к мотоспорту он всегда являлся примером высокого спортивного мастерства для поклонников этого вида спорта в нашей стране и за рубежом.

Родился Владимир Иванович Карнеев 16 января 1913 года в Саранске.

Заниматься мотоспортом начал в 24 года. Перед ним стоял выбор: футбол или мотоцикл. Но Карнеев выбрал мотоспорт.

В период с 1938 по 1956 год он участвует в соревнованиях по мотокроссу, шоссейных линейных гонках, шоссейно-кольцевых гонках, гонках на ипподроме, летнем спидвее, гонках на льду - и почти везде первым пересекал финишную линию.

Достижения Владимира Ивановича говорят о его спортивном таланте - шестикратный чемпион СССР (пять раз мотокросс, один - шоссейно-кольцевые гонки), неоднократный чемпион Москвы по мотокроссу, победитель традиционных мотокроссов им.К.Е.Ворошилова, командных мотокроссов им.В.П.Чкалова и многих других.

Великую Отечественную войну В.Карнеев встречает в автотранспортном полку в качестве связного мотоциклиста. Под Сталинградом Карнеев выполняет на своем трофейном немецком мотоцикле самые разнообразные задания командования.

После войны в 1949 году любитель и покровитель многих видов спорта, командующий ВВС страны Василий Сталин решает создать мотоциклетную команду ВВС. Лично уговаривает возглавить ее Карнеева. Отказ был чреват сильными осложнениями, и Карнеев переходит в команду Сталина. Параллельно с участием в различных соревнованиях Карнеев учится в Ленинградском военном институте физической культуры и спорта, который заканчивает в 1953 году и начинает преподавать на кафедре мотоспорта. В это время он сконструировал раму для спидвейного мотоцикла.

В 1959 году В.И. Карнеев утвержден главным тренером только что созданной сборной команды СССР по спидвею и остается им вплоть до 1975 года. Под руководством Владимира Ивановича сборная страны по спидвею в 1964 и 1966 годах занимала второе место в командном чемпионате мира.

Его воспитанники: Игорь Плеханов - заслуженный мастер спорта, вице-чемпион мира 1964-1965 годов; Борис Самородов - заслуженный мастер спорта, четвертое место в чемпионате мира 1963-1964 годов; Геннадий Куриленко - заслуженный мастер спорта, четвертое место в чемпионате мира 1968 года по спидвею. Заслуженные мастера спорта Габдырахман Кадыров, Борис Самородов, Александр Балашов, Кирилл Драгалин становились многократными победителями и призерами личных и командных чемпионатов мира и Европы.

В.Карнеев не только тренирует спортсменов, но и занимается как конструктор усовершенствованием гоночных мотоциклов.

В 1980 году профессиональный тренер становится профессиональным комментатором мотоспорта. А впервые в руки микрофон он взял еще в 1953 году в Ленинграде, комментируя первенство города по мотокроссу.

Многократно приезжал в качестве комментатора различного уровня соревнований и в Саранск. Здесь пользуются популярностью соревнования по ледовому спидвею на Приз его имени.

Следует добавить, что Владимир Иванович Карнеев, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, живет не только в мире мотоциклетных скоростей. Он - автор шести увлекательных книг, посвященных мотоспорту.

Награжден боевыми орденами и медалями: орденом Великой Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За трудовую доблесть», «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР» и другими.

Ушел из жизни 28 ноября 2007 года.

 

Юрий Трофимец «Мотокросс дело всей его жизни»


Последний раз мы с ним встретились в конце августа, утром на берегу Днепра, на Русановке. Юрий Игнатьевич улыбаясь, сказал: «А я уже поймал два окуня! Каждый день рано утром обхожу все свои места и закидываю спиннинг…».]

Сегодня, когда есть учебные пособия по мотокроссу американца Симекса, француза Тортелли, бельгийца Эвертса, многие и не знают, что самым первым в мире, кто научно обосновал подготовку мотогонщиков, был Ю.И. Трофимец. Ведь до него не было ни одной книги, где обобщался бы опыт тренировок мотоспорта, давались точные рекомендации чему и, главное, как обучать будущего мотокроссмена. Даже тот же Симекс в своих видеофильмах ссылался на Юрия Игнатьевича.
Он родился в 1925 году в городе Прилуки. Тогда, до войны, мотоциклов было очень мало, но его сосед был счастливым обладателем старого-старого мотоцикла с еще ременной передачей, завести который можно было только «с толкача», а Юра с мальчишками был одним из самых инициативных «толкачей». Зато потом было огромным счастьем проехаться на заднем сидении… Вечерами он мечтал, что когда-нибудь можно будет сконструировать такие мотоциклы, которые смогут летать… Уже тогда Юра серьезно стал увлекаться техникой, выписывать журнал «За рулем» и схемы ремонта и устройства автомобилей «Книга-Почтой». Его тогда очень поразило сообщение, что установлен рекорд скорости — 450 км/час на автомобиле с двумя самолетными двигателями. Знать бы тогда, что во время войны он попадет на завод «Хорьх», и в заводском музее увидит тот самый рекордный автомобиль… В те же дни его командир достанет для него трофейный (но зато новый!) мотоцикл ДКВ, предназначенный для Африки. И с этого момента с мотоциклами он не разлучался… В 1947 году Юрий участвует в своей первой гонке в Львове. В течение 14-ти лет он, как военнослужащий, выступал за мотокоманду при доме офицеров во Львове, где и стал многократным чемпионом Украины (с 1952 по 60-е годы). Особенно он любил зимние мотокроссы. На чемпионате СССР в 1955 году в классе 350 см3 Юрий Трофимец стал серебряным призером

Одновременно он тренировал спортсменов, среди которых был «легендарный» Игорь Григорьев. Заслуги Трофимца заметили и пригласили стать тренером сборной СССР. И даже дали квартиру в Москве, но возникли проблемы с пропиской — как раз в это время Н. Хрущев проводил очередную чистку. И тогда ему предложили на усмотрение стать тренером на мотозаводах в Ижевске или в Коврове. Он выбрал Ковров. Именно там он полностью раскрылся как тренер — за шесть лет он подготовил 12 новых чемпионов и призеров СССР (среди которых Кавинов, Краснощеков, Тюрин, Петров, Варабин и другие)! Такого еще не было, и, наверное, еще не скоро будет!

Его тренировки отличались от общепринятых. Спортсмены ездили на заднем колесе по «змейке», что развивало чувство координации. Чего стоит одна езда ночью по обледенелой зимней трассе в темных очках — для того, чтобы развить чувство трассы у гонщиков. На каждого спортсмена был заведен дневник, где все фиксировалось, особенно физическое состояние, поэтому как тренер он знал, когда у спортсмена пик, а когда спад. Бахирев В.В., с 1968 года министр машиностроения СССР, а в то время директор завода, видя его результаты, попросил создать группу испытателей мотоциклов «Ковровец». И тогда Юрий Игнатьевич придумал свою особую знаменитую систему отбора — велотесты. Что тогда творилось! Почти весь Ковров ездил на заднем колесе, готовясь к еженедельным стартам, был даже придуман переходящий кубок на лучшего велогонщика города! Одновременно Юрий Игнатьевич совершенствовал двигатели — если серийный двигатель в 125 см3 давал 10 л.с., то после его вмешательства он показывал уже 16 л.с.

После ухода Бахирева на пост министра, Трофимец в 1967 году (по приглашению Федерации Мотоспорта Украины) переехал в г. Киев, на должность инструктора ЦК ДОСААФ. Основная методическая работа легла на его плечи, и в это же время вышла его первая книга «Подготовка гонщиков», аналогов которой нет в мире до сих пор. Книги его отличаются научным подходом и основаны на практике во время соревнований, сборов в Адлере, Сухуми, где были и медицинские специалисты по кардиологии, питанию.
По мнению Ю.И. Трофимца, в мотокроссе на первом месте стоит подготовленный тренированный спортсмен, на втором месте — ходовая мотоцикла, его подвеска и сбалансированность мотоцикла, на третьем — вес мотоцикла (чем меньше, тем лучше), и только на четвертом месте мощность двигателя. И это все подтверждено многолетними исследованиями и примерами! Швед Халльман на чисто серийных двигателях становился четыре раза чемпионом мира. Владимир Кавинов, победитель этапа чемпионата мира в Чехословакии, после победы сообщил, что двигатель «совсем не тянет», а когда его проверили на стенде, то мощность была всего лишь 14 л.с. вместо 32 л.с. Но Владимир, не зная этого, сумел выиграть два заезда! В другом случае, гонщик Б. Динабург, испытывая мотоцикл «Ковровец-125», один заезд проехал на двигателе мощностью 19 л.с., а потом на его мотоцикле установили лепестковый клапан, который поднял мощность двигателя на 5 л.с. Но самое удивительное, что результат времени круга не улучшился!

Очень интересен один случай, объясняющий, как наши гонщики пересели на мотоциклы КТМ. После того как В. Кавинову довелось случайно проехаться на нем, представители завода встретились с Ипатенко А. В. (начальник ЦАМК в течении 14 лет) и Трофимцом Ю.И. Торговый директор КТМ Лехнер (который в 1952 году участвовал в международном кроссе в г. Тбилиси) предложил опробовать мотоциклы на этапе чемпионата мира. Ипатенко А.В., понимая что в СССР контакты с представителями капстран не приветствуются, начал осторожничать, и предложил для испытаний привезти мотоциклы на Кавказ.

 

Трофимец, понимая, что с таким подходом возможность сотрудничества может отложиться надолго, и еще с войны зная немецкий, перевел так: «Да, хорошо, привозите на следующий этап». Через две недели Юрий Игнатьевич, заезжая на трассу в Голландии, сразу увидел на прицепе новенький КТМ, понял, что это австрийцы привезли мотоцикл на испытания. Чехи, увидев это, очень заволновались, и Трофимец, чтобы их не будоражить, отъехал с ребятами в лес, где были просеки, там и опробовали мотоцикл, и остались довольны.

Было решено, чтобы Кавинов первую половину тренировки проехал на ЧЗ, а вторую на КТМ. В итоге, Владимир на КТМ в конце тренировки показал время на восемь секунд лучше, чем многократный чемпион мира Жоель Робер. Начали вечером звонить в Москву с телефона-автомата, который был в холле гостиницы, и всю ночь были переговоры из отеля, а чехи стояли рядом и слушали. А тут еще и мотоцикл CZ Моисеева, который стоял на прицепе возле гостиницы, украли. Утром полиция нашла следы от грузовика, в который, вероятно, перегрузили мотоцикл. Приехал представитель посольства Чехословакии и очень возмущался, грозился, что за разрыв отношений они «положат партбилеты», обвиняя Ю.И. Трофимца в сговоре с КТМ. Но Москва разрешила Кавинову проехать этап на КТМ, и Владимир с большим отрывом выиграл два заезда. Жоель Робер потускнел, а чехи надулись... В следующие выходные в городе Ренен проходил неофициальный чемпионат в классе 500 см3. И туда КТМ привез мотоцикл 250 см3 и Кавинов на нем выиграл все три заезда в классе 500 см3 у звезд того времени — Роже Де Костера и Хейкки Микколы. И тогда стало очевидно, что контракт с КТМ взаимовыгодный: сборная получает хорошие мотоциклы, а деньги идут в казну родины. Завязались очень хорошие дружеские отношения с заводом, в честь чего много лет на центральном входе висел советский флаг. И это в Австрии, на родине Гитлера! Одно время даже велись переговоры, чтобы открыть совместное производство мотоциклов КТМ-ИЖ в Ижевске. Когда они (Трофимец и Кавинов) приезжали на завод КТМ, их лично встречал владелец фирмы Э. Трункенпольц, и всегда селил их у себя дома — уж очень ему нравилась езда Кавинова. Но, к сожалению, случай на таможне перечеркнул мировую карьеру Владимира на три года. В Выборге, при пересечении границы, откуда ни возьмись, появилась женщина-таможник, открыла первый попавшийся чемодан, а это оказался чемодан Кавинова, и оттуда выпал бумажник, а в нем комсомольский билет, и… (о, ужас!) сто не задекларированных долларов! После этого вся таможня стала проверять нашу сборную, а тут еще и Алексей Кибирин «пошутил», сказав: «А все равно не найдете!». После этого даже двери в автомобиле разбирали... А Кавинову за это нарушение запретили выезд за рубеж на три года...За все время работы через «руки» Юрия Игнатьевича Трофимца прошли такие знаменитые мотокроссмены, как: Григорьев, Варабин, Тюрин, Краснощеков, Петров, Петушков, Валиев, Кралинин, Кавинов, Моисеев, Кибирин, Горулько, Яковлев, Агеев, Овчинников, Леванс. А после развала СССР он стал тренировать в разное время эстонцев Аво, Айгар, Таниель Леок, румына Радута, братьев из Молдавии Николая и Михаила Кочу, Гримальского, Гончарова, Дуновича, украинцев Пащинских, Руденко, Майбору, Войцицкого, Маханькова, Буренко. Да и во время нашего разговора Юрий Игнатьевич, поглядывая на часы, спешил на тренировку.
На прощание, когда я фотографировал его, он спросил: «А ты знаешь, как расшифровывается КТМ»? Я ответил — это основатели завода Кронрейф и Трункенпольц в Маттигофене. Он засмеялся и сказал, что КТМ — это Кавинов, Трофимец, Моисеев. Да, действительно, КТМ создал прекрасный мотоцикл, а Кавинов, Трофимец и Моисеев победами на чемпионатах мира прославили его на весь мир, дав ему всемирную славу и, чего скрывать, огромную рекламу. На вопрос Юрию Игнатьевичу, кто же, с его точки зрения, величайшие мотокроссмены мира, он ответил: «Жоель Робер был очень техничный с одной стороны, а с другой стороны — разгильдяй, впрочем, как и Миккола. А Хальман не мог подтянуться ни разу на турнике, но, тем не менее, это ему не помешало стать четырехкратным чемпионом мира. Кавинов, не попади он в эту неприятность, мог бы стать многократным чемпионом мира, так как имел абсолютное самообладание, и уже во время заезда мог все рассчитать, сколько очков он заработал, а сколько соперники. И, конечно, Геннадий Моисеев, который своим трудом и фанатизмом в мотоспорте добился звания трехкратного чемпиона мира».

Текст: Алексей Насонов,
руководитель мотокоманды Национального Транспортного Университета г. Киев.

 

 

Евгений Рыбальченко (Украина)

Когда-то давным-давно Кировоград имел весомую репутацию в мире мотоциклетного спорта. В пригороде областного центра, на Завадовке, располагалась знаменитая мотокроссовая трасса международного уровня, принявшая за свои лучшие годы множество престижных соревнований. Работавшая при кировоградском ДОСААФ школа тренера Леонида Черного подготовила немало мотогонщиков самого высокого уровня. В их числе был гонщик национальной сборной Советского Союза по мотокроссу, мастер спорта международного класса Евгений Рыбальченко, чья жизнь трагически оборвалась на самом взлете…
Евгений родился и вырос в доме, расположенном вблизи перекрестка улиц Крымской и Херсонской. Его отец работал механиком, Женя с самого детства вертелся возле отца, поэтому еще в юношеском возрасте увлекся мотоциклами. А затем – и мотогонками, ведь семья Рыбальченко жила недалеко от Завадовской трассы, некогда одной из лучших на весь СССР. На серьезном уровне Евгений Рыбальченко начал заниматься мотокроссом в ДОСААФ, у тренера Леонида Черного.
Кум и старый товарищ Евгения, кировоградец Станислав Хмара, вспоминает, что юный мотогонщик сразу же стал показывать хорошие результаты на трассах, и, впечатленные выступлениями Рыбальченко, многие именитые мотокроссмены и тренеры отмечали: Евгений обладает талантом от Бога. На рубеже 1960-70 годов, еще в юниорском возрасте, Евгений Рыбальченко выигрывал молодежные чемпионаты Украинской ССР, Советского Союза, первенства ДОСААФ по мотокроссу. Когда Женю призвали в армию, он перебрался из Кировограда в Киев, где защищал цвета киевского СКА. Собственно из Киева Евгения пригласили в состав сборной Советского Союза по мотокроссу.
Сегодня, по прошествии многих лет, историки мотоспорта называют эпоху начала-середины 1970-х годов «золотой эрой советского мотокросса». В составе сборной команды выступали такие звезды, как Геннадий Моисеев (самый титулованный мотокроссмен за всю историю советского мотоциклетного спорта), Виктор Арбеков, Владимир Кавинов, братья Худяковы и др. Да и наш земляк не затерялся в этой именитой компании. В 1975 году кировоградец Евгений Рыбальченко в рамках чемпионата мира по мотокроссу в классе 250 кубических сантиметров выиграл свой первый гран-при, проходивший в Швеции. К слову, в СССР было всего восемь мотогонщиков, одержавших в своей карьере хотя бы одну победу на гран-при чемпионата мира. В итоговом протоколе чемпионата мира Женя занял восьмое место, набрав 94 очка. В этом же году Рыбальченко защищал честь страны на «Мотокроссе наций», проходившем в середине сентября в Чехословакии. В соревнованиях принимали участие 14 команд из стран по обе стороны железного занавеса, в составе которых выступали все сильнейшие мотокроссмены мира. По общим результатам «Мотокросса наций» сборная СССР заняла пятое место.
В конце 1975 года Евгений получил квартиру в Киеве, обставил ее мебелью и пригласил из Кировограда своих родных и близких отметить новоселье и встретить Новый год. Но судьба распорядилась иначе. 27 декабря Женя попал в аварию на личной «шестерке», возвращаясь домой с загородной базы. Полученные в результате столкновения машины с деревом раны оказались смертельными. Хотя и тогда, и сегодня родственники спортсмена придерживаются мнения, что жизнь Евгения можно было бы спасти. Если бы трагедия произошла не в канун Нового года, когда «со сбоями и задержками» работали многие ведомства и учреждения, в том числе медицинские… Евгению Рыбальченко было всего 22 года. Похоронен мотогонщик в Кировограде, на Дальневосточном кладбище.
Станислав Хмара говорит, что при жизни Евгений часто навещал маму, остававшуюся в Кировограде даже после того, как гонщик перебрался в Киев. Также Рыбальченко старался не пропускать этапы по мотокроссу, проходившие в родном городе. Все свои медали и кубки мотогонщик привозил в Кировоград и отдавал маме на хранение. После трагической гибели спортсмена в его доме был обустроен уголок завоеванных Женей трофеев, напоминавший матери о сыне…
В этом домашнем музее Евгения Рыбальченко хранятся медали, вымпелы, сувениры с соревнований по мотокроссу, проходивших как на территории СССР, так и за его пределами. Многие экспонаты – уникальны и неповторимы. Это фотографии гонщика. Это испанская почтовая открытка из серии «Мотокросс», с изображением Евгения на мотоцикле. Это многочисленные кубки за призовые места в гран-при по мотокроссу, проходивших в 1973-75 годах в странах Европы (Испания, Италия, Германия, Чехословакия, Польша, Швеция, Бельгия), а также за океаном – на Острове Свободы…
В конце прошлого года мама Евгения Рыбальченко ушла в мир иной. Умирая, она попросила своих душеприказчиков (семью Станислава Хмары) похлопотать о передаче наград Жени в кировоградский музей. Еще когда мама Евгения была жива, к ней часто обращались родственники и знакомые с просьбами подарить или продать определенный экспонат из коллекции. Она – ни в какую. Только в музей, чтобы жители города могли узнать, какой мотогонщик родился и учился в Кировограде. Согласитесь, Евгений Рыбальченко – это все-таки часть спортивной истории и славы нашего города. Увы, истории подзабытой…
В свою очередь, редакция «УЦ» обратилась к директору областного музея спортивной славы Владимиру Жученко с предложением создать в музее отдельный уголок памяти Евгения Рыбальченко. Владимир Антонович ответил, что теоретическая возможность организовать в спортивном музее экспозицию, посвященную мотогонщику, конечно же, существует. Дело за малым – обговорить условия передачи экспонатов с родственниками Евгения

По материалам украинской прессы.

 

 

 

обсуждение на форуме 

  • 24120
  • 0

Комментарии

Комментарии к этой статье запрещены.