Чтобы помнили… Подборка статей по истории мотокросса в СССР, ЧАСТЬ 1

Роман Мишенев (_) Роман Мишенев (_)
Чтобы помнили… Подборка статей по истории мотокросса в СССР, ЧАСТЬ 1
До революции 1917 года, мотоспорт в России был не очень популярен, в то время это был спорт для богатых. Из-за отсутствия собственного производства, спортсменам приходилось покупать мотоциклы  в других странах, и только богатые люди могли себе это позволить. Реальный шаг в развитии  спорта в России был сделан после революции,  после 1918 года.  В 1920 году москвичи организовали гонки на мотоциклах на дороге Москва - Клин – Москва, это была первая гонка, организованная первым отделением Русской Федерации.   В 1921 году состоялся второй  Кубок, который  проходил в Туле. Гонка проходила по дорогам общего пользования,  с расстоянием в 100 верст (106 км).  Позже, в 1928-м, эти соревнования были включены в спартанские спортивные игры  (вроде национальных олимпийских игр). Все участники имели частные мотоциклы, купленные за рубежом, на старт вышел 61 мотоциклист, мотогонки проводились по асфальтированной дороге, и  во  время гонки  спортсменам пришлось менять или ремонтировать шины 10 или 15 раз, а также было много технических сходов и   механических проблем.

Чемпионат СССР по мотокроссу стал регулярно проводиться с 1928 года. Количество спортсменов намного увеличилось, а популярность мотокросса стремительно растет. В то время были очень популярны чкаловские мотокроссы (названные в честь знаменитого русского летчика), где собирались сотни участников. Победителей кроссов чествовали как национальных героев.

В 1936 году был создан Центральный Автомотоклуб, который сыграл важную роль в развитии мотоспорта в СССР.

После второй мировой войны, удалось добиться некоторых улучшений в популяризации, организации и проведении соревнований по мотокроссу. Большинство гонок были с длиной круга в 30 км и более (в основном, такие расстояния были популярны в СССР и США). Мотоциклы переделывались под внедорожные, но в СССР шла полным ходом разработка и производство специальных машин для мотокросса.

В 1960 году в СССР была создана Федерация авто и мотоспорта. И каждый год, технические виды спорта завоевывали популярность и доступность в стране, техника становилась все совершенней, а гонщики совершенствовали свои навыки. Трассы и организация мероприятий, стали более сложными и захватывающими, а гонки в большей степени заинтересованы в людях. С 1963 года советские гонщики стали регулярно участвовать в международных соревнованиях по мотокроссу высокого уровня. Однако по идеологическим причинам, в СССР было запрещено использовать технику западных стран.

Нашим спортсменам было разрешено использовать мотоциклы только производства Советского Союза и соцстран, в частности, Чехословацкого производства - это были мотоциклы ЧЗ и Ява. Но чешские мотоциклы во многом уступали лучшим образцам производимых в Европе и Японии. Тем не менее, в 1965 году, Виктор Арбеков стал чемпионом мира, объехав самого Жоэля Робера, который был на пике своей формы. Это было поистине ошеломляющим событием. Еще один знаменитый советский гонщик - Геннадий Моисеев, в 1973 году, показал всему миру, высокий потенциал русских спортсменов. До 1980 года, сборная СССР три раза поднималась на первую ступень подиума в Мотокроссе Наций и Трофее Наций, а также в нашем активе два вторых места и четыре третьих места. В ходе чемпионата мира 1973 года, Моисеев выступал на мотоцикле ЧЗ, но на одном из этапов мотоцикл не был доставлен вовремя и тогда австрийцы предложили проехать этап на КТМ. Геннадий Моисеев принял предложение, и выиграл гонку. С KTM Геннадий Моисеев стал трижды чемпионом мира в 1974, 1977 и 1978 годах. В течение первых 18 лет участия в чемпионатах мира, советские гонщики: Арбеков, Григорьев, Моисеев и Кавинов - завоевали четыре золотые медали, две серебряные и четыре бронзовые.
Тем не менее, в 1979 году, был наложен запрет на использование техники западных стран и, опять пришлось пересаживаться на ЧЗ, что сразу сказалось на результатах, и Геннадий с трудом пробился в десятку на чемпионате мира. А в 90-х наши гонщики не могли пройти квалификацию в чемпионатах мира и кроссах наций. Но на данный момент в России есть Евгений Бобрышев, российский мотокроссмен №1 –наша национальная гордость. За него мы все болеем и желаем ему побед и высоких достижений.

Роман Мишенев
www.motoxvideo.ru

 

Исторические даты.


1944 - 1945 г. Большие поступления трофейной немецкой техники (автомобилей, мотоциклов) в Ленинград.

1946 -1947 г. Открыт мотоциклетный кружок во Дворце пионеров(преподаватель Сандлер Л.С.), мотосекция при Ленинградском доме офицеров, мотосекция при ДОСАРМ.

1949 г. Открыта мотосекция «Трудовые резервы» (преподаватель Лукин В.Д.)

Первый серьёзный успех ленинградского мотоспорта, Сергей Кадушкин занял второе место в чемпионате СССР по мотокроссу в классе мотоциклов 125 куб.см.

1955 г. Сергей Кадушкин занял второе место в чемпионате СССР по мотокроссу в классе мотциклов 350 куб.см.

1956 г. Анатолий Сироткин занял третье место в чемпионате СССР по мотокроссу в классе мотоциклов до 125 куб.см.

1958 г. На международном мотокроссе в г.Тбилиси, Анатолий Сироткин занимает третье место.

1959 г. Первый успех в чемпионате СССР по мотокроссу среди юношей. Кирилл Ознобцев завоевал третье место в классе мотоциклов до 125 куб.см., Сергей Кадушкин стал чемпионом СССР в классе мотоциклов до 500 куб.см. Совершён автомотопробег по маршруту Ленинград - Псков - Рига - Тарту - Таллин - Нарва - Ленинград. Анатолий Сироткин в чемпионате СССР по шоссейно-кольцевым мотогонкам занял второе место в классе мотоциклов до 175 куб.см.

1960 г. Сергей Кадушкин во второй раз стал чемпионом СССР по мотокроссу в классе мотоциклов 500 куб.см., а на международных соревнованиях в Риге занял второе место.

1961 г. Стали чемпионами СССР:

Анатолий Сироткин - многодневные соревнования;

Сергей Кадушкин - мотокросс класс мотоциклов 500 куб.см.;

1962 г. Автомотопробег по маршруту Ленинград - Псков - Рига - Каунас - Вильнюс - Таллин - Ленинград.

Юрий Семененко занял третье место в чемпионате СССР по мотокроссу среди юношей в классе мотоциклов до 125 куб.см.

1966 г. Автомотопробег в г.Выру на чемпионат СССР по мотокроссу.

Геннадий Моисеев занял третье место среди юношей в классе мотоциклов до 175 куб.см.

Чемпионами СССР стали:

Анатолий Сироткин - многодневные соревнования;

1967 г. Павел Рулёв - чемпион по мотокроссу в классе мотоциклов 175 куб.см. среди юношей.

Павел Рулёв и Геннадий Моисеев включены в состав сборной команды СССР по мотокроссу. Юрий Вишняков - чемпион СССР по водномоторному спорту.

1968 г. Автомотопробег в г.Приозерск.

Павел Рулёв - чемпион СССР по мотокроссу среди юношей в классе мотоциклов 125 куб.см.

1969 г. Павел Рулёв - чемпион СССР по мотокроссу в классе мотоциклов 125 куб.см.

Анатолий Долинкин занял третье место в классе мотоциклов125 куб.см.

Анатолий Бочков занял третье место в классе мотоциклов 175 куб.см.

1970 г. Титулы чемпионов СССР по мотокроссу завоевали:

Геннадий Моисеев - класс мотоциклов 250 куб.см.;

Павел Рулёв - класс мотоциклов 175 куб.см.;

Третье место по мотокроссу среди юношей занял Сергей Опатович в классе мотоциклов 175 куб.см. и стал кандидатом в сборную команду СССР. Сборная команда юношей(А.Бочков и С.Опатович) стала чемпионом Спартакиады народов СССР по военно-прикладным видам спорта в г.Полтава.

1971 г. Геннадий Моисеев побеждает в международном мотокроссе «Дунайский кубок».

1972 г. Чемпионы СССР по мотокроссу:

Геннадий Моисеев - в классе мотоциклов 250 куб.см.;

Павел Рулёв - в классе мотоциклов 125 куб.см.;

Алексей Опатович - третье место среди юношей в классе 125 куб.см.

1974 г. Геннадий Моисеев чемпион мира по мотокроссу в классе мотоциклов 250 куб.см. Павел Рулёв - чемпион СССР по мотокроссу в классе мотоциклов 175 куб.см.

1975 г. Павел Рулёв - чемпион СССР по мотокроссу в классе мотоциклов 175 куб.см.

1976 г. Геннадий Моисеев занимает второе место в чемпионате мира по мотокроссу.

Павел Рулёв - чемпион СССР в классе мотоциклов 250 куб.см.

1977 г. Геннадий Моисеев - чемпион мира по мотокроссу в классе мотоциклов 250 куб.см.

Анатолий Бочков - чемпион СССР по мотокроссу в классе мотоциклов 125 и 500 куб.см.

Павел Рулёв - Чемпион СССР по мотокроссу в классе мотоциклов 175 куб.см.

1978 г. Геннадий Моисеев - чемпион мира по мотокроссу, ему присвоено почётное звание « Заслуженный мастер спорта»

1979 г. Геннадий Моисеев в составе сборной команды СССР по мотокроссу выигрывает командный чемпионат мира.


Источник: журнал «Ракурс» №14 2000г

 


Виктор Арбеков: Советская ракета

 

Досье: Арбеков Виктор Михайлович,родился 08 марта 1942 года в г. Подольске Московской области.
Заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР, многократный чемпион СССР и Вооруженных сил СССР, с 1961 по 1968 год член сборной команды СССР по мотокроссу. В 1965 году первым из советских гонщиков выиграл многоэтапный чемпионат мира по мотокроссу. С 1964 по 1978 год - инструктор по спорту ЦСКА. С 1978 по 1984 год - тренер команды ЦСКА по мотокроссу. Начальник команды армейцев, с 1984 по 1991 год главный тренер Вооруженных Сил по автомотоспорту. Окончил Ленинградский институт физической культуры. Вышел в отставку в звании подполковника в 1992 году.
Член НРМФ с 2004 года, Почетный председатель комиссии мотокросса НРМФ.


В настоящее время проживает в г. Москве
В 1965 году на CZ-250 Виктор Арбеков выиграл пять Гран-при, остальные завершил призером и за два тура до окончания соревнований досрочно завоевал золотую медаль чемпиона. Тогда его главный конкурент бельгиец Жоэль Робер в знак преклонения перед талантом соперника поднял Арбекова и на руках отнес к пьедесталу.

Впервые Виктор Арбеков вышел на старт мотокросса в 1956 г. в возрасте 14 лет, а в 1959-м уже стал чемпионом СССР среди юношей в классе 125 см3. За свою спортивную карьеру Виктор завоевал 14 титулов чемпиона СССР по мотокроссу, четыре раза был вторым и трижды — третьим. Его стиль езды копировали многие знаменитые гонщики той эпохи.

Виктор Арбеков ворвался в мировую элиту мотокросса стремительно и неожиданно. Тогда только Игорь Григорьев на равных сражался с зарубежными асами мотокросса. Молодой гонщик из СССР приехал на чемпионат мира набираться опыта и мастерства, да еще и на мотоцикле «Ковровец-250», который по мощности и надежности явно уступал шведской Husqvarna и чехословацкому CZ. Да, он занял в 1963 г. на московском этапе чемпионата мира четвертое место — безусловно, сенсация. Хотя случается, что на своей трассе местные гонщики добиваются успехов. Тогда в мотокроссе доминировали англичане, бельгийцы и шведы. А тут выскочил из-за железного занавеса какой-то незнакомец и с ходу занял третье место на чемпионате мира 1964 г.

Перед первым из 15 этапов 1965 г. не было недостатка в прогнозах, причем с редким единодушием спортивные обозреватели отдавали лидерство восходящей звезде бельгийцу Жоэлю Роберу, будущему шестикратному чемпиону мира. Ну а за второе и третье места спорили очень сильные спортсмены из Швеции: четырехкратный чемпион мира Торстен Халльман и многократный призер Аке Йонссон. Но события развивались иначе. Арбеков занял первое место на этапах в Италии, Франции, Германии, Голландии, Польши, второе — в Люксембурге и Швеции. На страницах мировых журналов и газет запестрели заголовки:

«Советская ракета» впереди «бельгийского снаряда» и «шведских викингов»
«Нереальный голливудский сценарий реален на чемпионате мира по мотокроссу»
«Виктор означает «победа»
«Кроссмены СССР по праву считаются одними из сильнейших в мире» После таких выступлений сборную СССР зарубежные болельщики встречали словами «Русские приехали — будет интересно». На предпоследнем, 14 — м этапе в Финляндии Виктор уже принимал поздравления с чемпионством. Эта была первая значительная победа в истории советского мотокросса. За один год ему присвоили звание «Мастер спорта СССР международного класса» и «Заслуженный мастер спорта СССР». Зимой 1966 г. в Москве на ледовом стадионе на торжественном открытии соревнований по мотогонкам на льду в присутствии большого количества зрителей Виктору Арбекову и Габ-драхману Кадырову, победителю мирового первенства по спидвею, чехословацкое внешнеторговое объединение Motokov вручило по автомобилю Skoda за отличную рекламу на мировом уровне мотоциклов CZ и Jawa.

Сейчас Виктор Михайлович на пенсии, тренирует мальчишек, которые мечтают повторить успехи своего легендарного наставника. 8 марта 2012 г. заслуженному мастеру спорта, подполковнику запаса, заслуженному тренеру РСФСР, чемпиону мира исполнилось 70 лет.

По материалам советской прессы.

 

 

Демянский о Моисееве. (Двенадцать труднейших этапов)

ДОСЬЕ: Демянский Кирилл Александрович
Родился в 1933 году.
Выступал в соревнованиях по мотоспорту за Ленинградский дворец пионеров.
Тренер — заслуженный тренер РСФСР Л. С. Сандлер.
3-й призер первенства ДОСААФ.

1956- — тренер, старший тренер Ленинградского дворца пионеров им. А. А. Жданова.
1969-1979 — Тренер СКА.
1970-1979 — Тренер сборной СССР по мотокроссу.
Его ученики 32 раза становились чемпионами СССР (России), 30 раз — призерами чемпионатов страны; 8 воспитанников входили в состав сборной СССР.
Подготовил 3-кратного чемпиона мира Г. Моисеева, чемпионов СССР П. Рулёва, А. Бочкова, С. Окатовича, А. Окатовича, М. Растворцева, А. Синицына, В. Федорова (всего более 20 мастеров спорта).

Председатель Тренерского совета Петербурга.
Член исполкома, вице-президент Федерации мотоспорта Петербурга. Неоднократно входил в число лучших тренеров Ленинграда, СССР.

Среди воспитанников Ленинградского дворца пионеров им. А. А. Жданова СДЮСШОР № 1 - отделение мотоспорт:
Чемпионов мира 3
Серебряных призеров чемпионатов мира 1
Чемпионов мира в командном зачете 2
Победителей международных соревнований 11
Чемпионов страны 53
Заслуженных мастеров спорта 2
Мастеров спорта международного класса 8
Мастеров спорта 34
Серебряных призеров чемпионатов страны 24
Бронзовых призеров чемпионатов страны 26
Чемпионов Ленинграда – Санкт-Петербурга 209
Призеров чемпионатов Ленинграда – Санкт-Петербурга 278

 

Заслуженный тренер СССР, тренер сборной страны и двукратного чемпиона мира по мотокроссу Г. Моисеева ленинградец Кирилл Демянский рассказывает о стартовавшем 9 апреля в Барселоне (Испания) и финиширующем 27 августа в Ленинграде очередном чемпионате мира по мотокроссу:

- Чемпионат разыгрывается на 12 этапах. К каждому из них допускаются около 40 гонщиков. От двух до трех десятков спортсменов способны рассчитывать на успешное выступление. А тех, кто может выиграть звание чемпиона мира - именно выиграть, а не войти в тройку призеров, - человек восемь. Нам приходится соревноваться с профессионалами (любительского первенства мира по мотокроссу нет). Здесь все самым серьезным образом настроены на победу: для западных гонщиков это вопрос их финансового благополучия. За успешное выступление на этапах чемпионата мира фирмы, на мотоциклах которых соревнуются спортсмены, выплачивают крупные суммы.

Чемпионат мира не идет ни в какое сравнение с другими международными соревнованиями. Здесь нужны годы, чтобы изучить своих конкурентов: их тактические уловки, техническую и физическую подготовку, возможности. Изучить, как вообще ведется борьба в этом труднейшем 12-этапном соревновании. Нашему земляку Геннадию Моисееву понадобилось для этого пять лет.

Не в годах, конечно, только дело. Талантом Моисеев, естественно, не обделен; наивно ведь предполагать, что двукратный чемпион мира лишен его. Но когда Геннадий начал заниматься мотоспортом, талант этот не особенно проявлялся. Однако его трудолюбие, желание побеждать, которое в конечном итоге свелось к умению побеждать, - вот то, что помогло ему подняться к вершинам мирового мотоспорта. Гонщики на трассе оказываются в разных ситуациях. В этом году в Испании было такое препятствие, преодолевая которое Моисеев пролетел громадное расстояние, опередив в воздухе ехавшего внизу на большой скорости западногерманского спортсмена. Приходится совершать массу прыжков. Причем брать разгон не по трамплину, как делают это каскадеры, а в сложнейших условиях при самых неожиданных ситуациях.

На испанской трассе никому не удалось нынче особенно вырваться вперед. У Моисеева 8 очков, у лидера же бельгийца Гарри Эвертса - 18. Геннадий в одном заезде финишировал двадцатым (трижды у него здесь соскакивала в мотоцикле цепь), в другом — четвертым. Учитывая те условия, в которых он оказался, - итог вполне нормальный. Сейчас мы готовимся к следующему этапу (7 мая — в Италии). Думаю, что он будет более удачным. Говорю так потому, что знаю степень готовности Моисеева: она даже выше, чем в прошлом году, когда он во второй раз стал чемпионом мира.

(Газета «Ленинградская Правда», 18 апреля 1978 г.)

 

Новая победа Г. Моисеева

Ленинград, 28 августа. (По телефону от наш корр.). Заслуженный мастер спорта младший лейтенант Г. Моисеев в третий раз завоевал звание чемпиона мира по мотокроссу в классе машин до 250 куб. см. Он добился этого успеха в воскресенье после заключительного, двенадцатого этапа, проходившего на родине армейца - в Ленинграде. Около ста тысяч зрителей, пришедших посмотреть эти увлекательные соревнования на трассе в Юкках, горячо приветствовали победу своего земляка, проявившего высокий класс, волю и мужество.

С кем бы из специалистов ни довелось беседовать перед началом этапа, все сходились на том, что нынешнее первенство, стартовавшее, кстати, еще в апреле, отличалось особым накалом борьбы. Моисеев, к примеру, считал, что на золотую медаль, в равной степени претендовали девять гонщиков, среди них такие известные мастера кросса, как экс-чемпион мира бельгиец Г. Эвертс, швед Т. Ханссен, Г. Майш из ФРГ, армеец из Киева В. Кавинов и другие. Те же специалисты подчеркивали, что дистанция в Юкках была самой сложной из встречавшихся прежде. Здесь мастерство гонщика действительно подвергалось всесторонней проверке.

- Мне хотелось выступить в родном городе как можно лучше, - говорил после армеец. - Порадовать любителей мотоспорта хорошей ездой. И потом, когда я выхожу на старт, то настраиваюсь только на победу.

Моисеев, Ханссен, Майш - тройка лидеров выявилась довольно быстро. К сожалению, другой наш гонщик - Кавинов упал и не смог вмешаться в борьбу за победу в первом заезде. Г. Моисеев одно время выпустил вперед своих грозных соперников. Но это был тактический ход. Ленинградец выжидал подходящий момент для решающего рывка и сделал его незадолго до конца заезда. Геннадий финишировал в нем первым и досрочно выиграл титул чемпиона с отличной суммой - 183 очка. Серебряным призером стал Ханссен, бронзовым - Майш, В. Кавинов на сей раз был четвертым.

Еще школьником увлекся Геннадий мотоспортом. Он начал заниматься им в Ленинградском Дворце пионеров имени А. А. Жданова, в секции, которой руководил заслуженный тренер СССР К. Демянский. Совершенствование его мастерства проходило также в коллективе досаафовских гонщиков, и вот уже 11 лет он выступает за команду ленинградского СКА, где с армейскими мотоциклистами, в том числе и Моисеевым, много работает заслуженный тренер СССР С. Сергеев. Остается добавить, что в сборной страны Моисеева, Кавинова и других наших ведущих мотокроссменов опекает известный специалист, заслуженный тренер РСФСР Ю. Трофимец.

Уже 12 лет ленинградец входит в число лучших гонщиков страны. Он пятикратный чемпион СССР. В 1974 году Геннадий, приняв эстафету у армейца В. Арбекова, нашего первого чемпиона мира в мотокроссе, завоевал высшую награду мирового первенства. Этот успех он повторил в прошлом сезоне, добившись в 12 этапах (24 заездах) блестящего результата: 12 раз армеец финишировал первым, трижды - вторым и дважды - третьим. И вот новая победа. За большие спортивные успехи младший лейтенант Г. Моисеев в дни, когда праздновалось 50-летие ДОСААФ СССР, был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

(Газета «Красная Звезда», 29 августа 1978 г.)

 


Длинная дорога на Олимп. Статья Геннадия Анатольевича Моисеева, 3-кратного чемпиона мира по мотокроссу

Год рождения: 03.02.1948 г
Начало проф. карьеры: 1970г.
Команды: KTM и CZ
Побед в Гран-при: 14.
Достижения: обладатель 8-ми золотых медалей чемпионатов СССР; двукратный победитель командных чемпионатов мира "Кросс Наций" и "Трофей Наций", серебряный (1976 г.) призер и трехкратный чемпион мира (1974, 1977, 1978 гг.) по мотокроссу в классе 250 см3.
В мотоспорте: с 1964 года по 1990 год.


Я считаю справедливой несколько переиначенную на спортивный лад старую мудрость: «Скажи мне, спортсмен, кто твой тренер, и я скажу, кто ты».

Мне не раз приходилось слышать от моих товарищей, от соперников и просто любителей мотоспорта по-разному выраженную, но, в общем-то, одну и туже мысль: «Тебе, Геннадий, здорово всегда везло в спорте». И я никогда не спорил, не возражал. Люди так устроены, что помнят только удачи - свои или чужие. И это, наверное, хорошо. Но каждый раз, слыша подобные высказывания, я думал: «Конечно, роль везения в спорте нельзя отрицать, но ведь это не главное. А кто подсчитывал, сколько мне не везло?». И все-таки я считаю, что, по крайней мере, один раз мне действительно крупно повезло. Это случилось в самом начале моего пути в большой спорт, когда я попал к Кириллу Александровичу Демянскому.

Чем старше я становлюсь, тем пристальнее вглядываюсь в этого человека, который стал для меня учителем, воспитателем и старшим другом.

В чем сущность его методики? Кирилл Александрович являет собой тот, к сожалению, редкий тип тренера, в ком невозможно разграничить, где кончается спортивный специалист и начинается просто человек. Эти понятия слиты в нем воедино. Собственно, это не методика, это жизненная позиция Демянского. Да, он страстно мечтает, чтобы из его учеников выросли высококлассные спортсмены, и он безмерно счастлив, если удается достичь этой цели. Но свою задачу он никогда не ограничивает достижением учениками высоких спортивных показателей. «Если для спортивного наставника важней всего «очки, голы и секунды», - это не педагог, не воспитатель, а «дрессировщик». Чем живет его ученик, во что верит, кем будет в жизни, оставив по тем или иным причинам спорт? Вот о чем, прежде всего, должен думать, о чем заботиться настоящий воспитатель. Так считает Кирилл Александрович, все мы, его воспитанники, целиком разделяем его точку зрения.

Эта позиция Кирилла Александровича проявляется буквально на каждом шагу. Мечтая когда-нибудь тоже стать тренером, я часто, если позволяет обстановка, наблюдаю за ним, стараюсь подметить и запомнить характерные для него приемы. И хотя мы никогда еще не говорили с ним всерьез на эту тему, многое мне удалось «подсмотреть» и «подслушать».

Работа Кирилла Александровича начинается в тот самый день и час, когда по осени к нему в секцию Дворца пионеров приходят толпами (иначе не скажешь) ленинградские мальчишки. И вот тут он мне напоминает сеятеля, который твердо усвоил старую как мир истину - «что посеешь, то и пожнешь». Стало быть, для посева надо перво-наперво отобрать хорошие «семена». Разумеется, заниматься в мотосекции никому из мальчишек не заказано, но это, однако, не значит, что Кирилл Александрович принимает всех без разбора. Прежде всего, просто невозможно вместить всех желающих в учебные классы, не каждый может по состоянию своего здоровья и физическим возможностям заниматься мотоспортом. Поэтому в дни приема ребят на Демянского нельзя смотреть без сочувствия. Во-первых, ему по доброте душевной просто жалко ребят, которым приходится по тем или иным причинам отказывать. Во-вторых, его все это время мучат сомненья: а не «прорвался ли» в число счастливчиков кто-то случайно. И наоборот, не остался ли среди тех, кто не прошел через сито отбора, будущий чемпион. Ведь история спорта знает немало подобных курьезов! И хотя у Демянского отработана четкая система специальных тестов, различных контрольных заданий, почти исключающих ошибку, хотя у него изумительная тренерская интуиция, - все равно волнуется он в такие дни безмерно.

И как бы ни был занят Кирилл Александрович, обязательно найдет время, чтобы с каждым из непринятых ребят поговорить, каждому объяснить, почему он не прошел конкурс. А на прощание непременно скажет:

- Если научишься делать то, что сейчас не получилось, приходи.

И наоборот. Собирает всех принятых на первое занятие и начинает с того, что предупреждает:

- Может быть, кто-то из вас, ребята, попал к нам случайно. Не обижайтесь, если придется отчислить.

И как правило, среди года он принимает еще человек десять из тех, кто, по его мнению, не оставит своей мечты, не сдастся после первой неудачи. Таким вот образом попал к Демянскому и я.

Наверное, нет таких тренеров, которые, скажем, набрали десять новичков и всех их сделали чемпионами. Да Кирилл Александрович, как я уже сказал, и не ставит перед собой такой задачи. Но вот что интересно. Еще не было ни одного года, чтобы его питомцы не становились чемпионами Ленинграда, не побеждали или не выигрывали призовые места на первенствах республики и страны, в крупнейших международных соревнованиях.

А между тем и у Демянского не все сразу получалось гладко. «Секреты» его тренерской «кухни» рождались постепенно, и ошибки не обошли Кирилла Александровича на первых порах его педагогической деятельности. Но ведь и ошибки, думается мне, тоже драгоценный опыт.

Позволю себе привести здесь некоторые мысли Демянского, высказанные им в разное время и по разным поводам. Уверен, это дополнит его портрет.

«Когда я окончил институт, думал, что вот теперь у меня все есть: и желание работать, и диплом педагога, и силы, и я все знаю, что мне надо делать. Но проходил год за годом, и в конце каждого из них я приходил к выводу, что работать пока не умею. Спорт, который я выбрал, с точки зрения педагогики, был (да и сейчас еще остается) почти неизученным, в нем нет проторенных дорог. До всего надо доходить самому, часто продвигаться вслепую, порой больно ушибаться.

А на первый взгляд все было очень просто. Пришли ко мне ребята, которые спят и во сне видят себя гонщиками. С другой стороны, и я горю желанием добиться того же вырастить из них классных спортсменов.

Казалось бы, чего еще надо? Выходит, дело за мной, значит, только от меня зависит, как скоро эти мальчишки начнут «выдавать на гора» высокие результаты. Хватался я за этих мальчишек обеими руками и начинал их нянчить. Вечером они шли в кино, а я оставался в мастерской и готовил очередной мотоцикл к тренировке, к соревнованиям. Все думал, надо ребятишкам условия создать. Да и что они умеют? Только напортят. Уж лучше я сделаю... Под конец вовсе измучился. Разве успеешь все сам! Ну, размышлял я все чаще и чаще, сделаю машину одному, другому. А остальные как же? Да разве можно мне везде успеть одному? А где же педагогика? Я и токарь, и слесарь, и механик, и бензозаправщик. А когда же воспитанием заниматься, когда же осуществлять на деле известную формулу: обучая, воспитывать? »

Вот так «искал» в первые годы своей работы Кирилл Александрович Демянский. Этих первых лет набралось без малого восемь. Он понял в конце концов, что педагог рождается не в тот момент, когда получен диплом об окончании института, а когда приходит опыт. И еще понял, что спортсмен - «культура многолетняя». Следовательно, мало отобрать хорошее зерно для посева, бросить его в благодатную почву. Чтобы собрать урожай, надо еще немало попотеть.

Да, все эти годы для Кирилла Александровича были беспрерывным поиском. Он искал разумную систему, основываясь на которой можно строить всю свою работу. Сейчас про него можно нередко услышать: «Конечно, у Демянского хорошая материальная база, авторитет, опыт, и ребята к нему хорошие попадают...» Одним словом, везет человеку. И мало кто задумывается, что все это - и базу, и авторитет, и опыт - он создавал многие годы сам, как говорится, своим горбом. И «хороших» ребят никто ему за ручку не приводит.

- Потом я понял, - говорил не раз Демянский, - что не один человек, не два и не три должны быть центром моего внимания, а целая группа, весь коллектив. Именно из коллектива, в конечном счете, обязательно выйдет чемпион. Это первое. Второе: все от начала до конца должно быть построено на полном доверии, самостоятельном труде. Тут уж если не чемпион, то гражданин получится из мальчишки обязательно. Да и в плане подготовки к военной службе для ребят эти занятия очень полезны.

Вот тут мы подошли к тренерскому кредо Кирилла Александровича. Перефразируя известные некрасовские строки, он говорит: «Чемпионом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Чувство коллективизма Кирилл Александрович начинает прививать своим питомцам с первых шагов в спорте. Причем делает это не с помощью каких-то сложных педагогических, одному ему ведомых, приемов. «Все делаем сами, сообща», - вот тот простой лозунг, на котором строится его система воспитания. В классах, в мастерских ребята сами моют полы, окна. Сами, сообща, ремонтируют инвалиду Великой Отечественной автомашину и, наконец, совершенно самостоятельно работают на станках, пользуясь газовой сваркой, готовят к соревнованиям свои мотоциклы.

В основе всех этих действий лежит полное доверие тренера к ученикам. Ведь не секрет, что мотоспорт немыслим без использования дорогостоящих машин, запасных частей и не менее ценного оборудования, снаряжения. Этим добром у Кирилла Александровича распоряжаются мальчишки. Ключи от кладовок находятся у какого-нибудь Толика или Вадика - по очереди, здесь ни для кого не делается исключения. А через очередного «хозяина» ребята имеют доступ ко всем «сокровищам». И ничего не пропадает, всему ведется точный учет, все разумно расходуется.

Доверие и требовательность - это, в конце концов, распространяется буквально на все стороны жизни коллектива. Кирилл Александрович считает - каждый из его подопечных должен четко представлять, чего от него ждут, как он должен действовать, чтобы оправдать эти ожидания. Тогда ученик становится единомышленником педагога, а не слепым исполнителем его воли. Подобного взаимопонимания можно достичь лишь тогда, когда тренер, заботясь о благополучии коллектива, находит время для общения с каждым из его членов. Поэтому мальчишка идет к нему не только за советом, как, скажем, отрегулировать карбюратор, но и со всеми своими житейскими горестями и радостями.

Случается порой, что во время занятий по общефизической подготовке Кириллу Александровичу требуется отлучиться по делам. Он спокойно оставляет ребят в гимнастическом зале одних. И всегда уверен, что каждый до конца выполнит назначенный ему урок. Никогда не бывает так, чтобы ребята расслабились, рассуждая: «Ага, Кирилла Александровича нет, так давайте побездельничаем, поболтаем... » Занятия проходят с полной нагрузкой в соответствии с заранее определенными индивидуальными заданиями.

Есть тренеры, которые внешне работают очень эффектно. Скажем, какой-нибудь наставник футболистов во время игры кричит издалека: «Вася, бей с носка!» Потом апеллирует к судьям, что-то доказывает. Про такого говорят: «Вот это работа!» У Кирилла Александровича на этот счет свой взгляд. Во время гонки он обычно стоит где-нибудь на краю трассы. Стоит молча, делает записи в блокноте. А его ученик все решает сам. Правильно, нет ли, но сам.

«Вот смотрю, думаю, если сейчас подскажу - выиграет парень, - рассказывает Кирилл Александрович. - Нет, не подскажу, молчу.

То, что легко достанется, легко и потеряется. Сообразил сам - прекрасно, и радость вдвойне. Проиграл - хороший урок. Но уж, зато потом, сразу после соревнований, подробный разбор с тщательным анализом всех ошибок».

И еще одно золотое правило Демянского-педагога. Если тренер говорит одно, а делается другое, то результат получается совершенно противоположный задуманному. Если он говорит ребятам, что спортсмену курить противопоказано, то и сам не курит. А ведь раньше, скажу по секрету, курил. Но потом бросил. И так во всем. Личный пример! В жестах, в выражениях, в манере говорить, в интонациях!

Кирилл Александрович убежден, что спортсмен, умея во время состязаний разжечь в себе хорошую спортивную злость, в жизни должен быть человеком добрым, открытым для других, всегда готовым помочь товарищу, даже своему сопернику. Приезжают к нему спортсмены из другого города. Рассуждают примерно так: «Вы, конечно, не откроете нам своего секрета, как форсируете двигатели». «Отчего же, пожалуйста, - отвечают им, - вот чертежи, схемы, графики кривых». Благодарят, но удивляются. А для наших ребят это норма.

Вот каков он, Кирилл Александрович Демянский. И вот почему я считаю, что мне и в самом деле повезло в жизни, что я встретил его.

Геннадий Моисеев

 

 

 

 

 

Обсуждение http://www.motogon.ru/f4/novostnye-lenty/chtoby-pomnili-podborka-statej-po-istorii-motokrossa-v-sssr-chast-1/new/#new

  • 23766
  • 0

Комментарии

Комментарии к этой статье запрещены.