История суперкросса или как все начиналось.

Роман Мишенев (_) Роман Мишенев (_)
История суперкросса или как все начиналось.


С этого материала хотелось бы начать цикл статей и донести для болельщиков и просто интересующихся, любителей и профессионалов нашей страны, те кусочки истории из которых собран наш любимый спорт – мотокросс. Начав с одного, на мой взгляд, может самого значительного и переломного этапа в развитие спорта – Суперкросса.

 История суперкросса или как все начиналось.


..…В некотором смысле, суперкросс - это американский стиль. То что было «импортировано» в Америку из Европы в конце 60-х, которая это потом повторно упаковала и в новой фирменной упаковке, «экспортировала» в мире в 70-х…..

Американские журналисты часто называли США как изобретатель суперкросса. Отчасти это так, но идея сделать соревнования на мотоциклах с искусственными препятствиями на стадионе появилась в Европе почти за два десятилетия до того, как мотокросс стал популярным в Америке.

Первым промоутером, кто смоделировал и провел соревнования с искусственными препятствиями на стадионе, был Pierre Bardel. Соревнования проходили 28 августа 1948 года во Франции, на стадионе Буффало, в пригороде Парижа, в местечке Montrouge. Трасса представляла собой овал с препятствиями (искусственные горки в поворотах, броды с водой и т.д) –это напоминало «бег с препятствиями».Это событие сразу получило широкую популярность и предопределило стиль проведения соревнований на стадионе, который позже стали называть суперкроссом.

Если рождением суперкросса можно назвать первое соревнование в пригороде Парижа в 1948 году, то свое «второе крещение» он получил в Праге, в Чехословакии, 9 мая 1956года.

 


В этот день сто тысяч чехов заполнили столичный стадион Strahov Stadium в национальный праздник День Победы, отпраздновать поражение Германии… Мотоциклетный спорт по бездорожью уже стал главным спортом в послевоенной Чехословакии и к нему был проявлен большой интерес как со стороны болельщиков так и спортсменов. И так как автомобили были не у всех и в стране не была налажена доставка общественным транспортом, чтобы осуществить приезд многотысячной толпы на гонку в сельскую местность, поэтому идея организовать гонку, чтобы ею можно было наслаждаться в комфорте в самом центре Праги, была вполне логична. Дистанция одного круга на трассе мотокросса был более чем полмили, который включал форсирование бродов с водой и около восьми трамплинов, которые были созданы из грунта и деревянных скатов.


Из-за государственной политики, проводимой руководством страны, принять участие в соревнованиях могли только чехи и спортсмены соцстран на мотоциклах производства соцстран таких марок как ESO, Jawa, CZ, MZ и Junak…. Эта политика и изоляция от внешнего мира тормозила темпы развития мотоспорта и заставляла вариться многих спортсменов в «собственном соку»…Однако Чехословакия была не единственной страной, которая начала проводить гонки на стадионах, что-то подобное провели у себя Бельгия и Норвегия в середине 60х…Тем не менее в капиталистических странах, находящихся вне изоляции, еще не имели достаточного опыта и знаний для проведения подобных соревнований… Вот что говорит об организации гонки на футбольном поле стадиона в Бельгии один из участников, легендарный Джефф Смит: «Соревнования проводились поздно вечером при плохом освещении, некоторые участки трассы с трамплинами были в полной темноте и прыжки были похожи на падение в пропасть и вы не имели ни малейшего понятия, когда ваше переднее колесо коснется земли».


Наконец эта новинка гонок в мотокроссе докатилась и до Штатов. 5 февраля 1961 года первый суперкросс принял стадион в Майями. Организаторами выступили Ассоциация мотоциклетных дилеров и местные мотоклубы.Флориды. Трасса была с правыми и левыми поворотами и деревянными скатами-трамплинами, где ревели своими моторами Триумфы и Харлеи.

 


Мотокросс становится популярным в Америке в конце 1960-х, гонщики Гарри и Боб Бэйли сотрудничали с промоутером J.C. Agajanian организовывали еженедельные гонки по мотокроссу в Ascot Speedway в Gardena, штат Калифорния в 1968 году… J.C. Agajanian, давний промоутер гонок , в том числе национальных чемпионатов, хотел, чтобы гонки мотокросса на стадионах получили профессиональную аккредитацию со стороны АМА. Но в ассоциации АМА не хотели внести поправку в положение о соревнованиях, так как правила по мотокроссу были определены как "замкнутый круг на полностью естественном рельефе местности, за исключением изменения или удаления опасных препятствий". По иронии судьбы, если бы эти поправки были применены для любительскоко мотокросса AMA они бы, наверное, был одобрены. И лишь в 1971 году в правила были внесены изменения (надо было всего-то убрать- «использование только природного ландшафта»!!!) и уже не было препятствий для организации и проведения соревнований на стадионе, чем и воспользовался Билл Франс попросив АМА включить профессиональную гонку по мотокроссу в программу Bike Week в Дайтоне. 13 марта 1971 года, профессиональная гонка мотокроссу состоялась в Daytona International Speedway. Gunnar Lindstrom выиграл гонку в классе 250сс, а Брайан Кенни выиграл в 500сс. На церемонии награждения, Lindstrom сказал, что в один прекрасный день мотокросс на стадионах может стать еще более популярным мероприятием, чем автомобильные гонки в Дайтоне.

 

Тем не менее, еще было рано утверждать, что это событие 1971года было днем рождения американского суперкросса, потому что зрители наблюдали за ходом гонки не с трибун, а стоя на земле около трассы. Учитывая положительный отклик со стороны болельщиков и спортивных сообществ в следующем году Daytona снова принимала у себя соревнования по мотокроссу и на этот раз была построена трасса прямо напротив главной трибуны.

В этой гонке, состоявшейся 11 марта 1972 года, победил Jimmy Weinert в классе 250сс и Mark Blackwell в 500сс. Также в программу соревнований в Дайтоне кроме профессионалов, был включен молодежный класс и это было традицией до середины 80-х, пока в положение соревнований не были включены поправки о юридической ответственности, особенно в отношении несовершеннолетних гонщиков, так как трассы усложнялись с каждым годом и была возможность получить сильную травму, поэтому молодежный класс был удален из программы…Что касается Билла Франса то он был выбран как главный проектировщик трассы для мотокросса в Дайтоне и занимается этим и по сей день.

То, что большинство американцев считают реальным шагом в истории развития американского суперкросса было то, что промоутер и большой поклонник мотокросса Майк Гудвин, мечтал сделать из соревнований шоу совместив ее с концертами музыкантов и сделать более гостеприимной атмосферу. Эта мечта была реализована 8 июля 1972 года в Легендарном Колизее Лос-Анжелеса, первоначально построенном в 1932 году для проведения Олимпийских игр. 28 000 болельщиков, пришли посмотреть первый Superbowl по мотокроссу, где первым победителем стал американец Marty Tripes , которому было всего 16 лет.

Многие европейские гонщики (Hallman, Hansen, Kring, Andersson, Bickers, Larsson, Lindstrom) считали гонки суперкросса слишком сложными технически и очень напряженными. Как потом вспоминал Lindstrom: «В то время мы- гонщики команды Хускварна были высокомерны и были не в состоянии предположить всей ценности и такого большого развития этого вида гонок, так как привыкли выступать в мотокроссе на открытых трассах и думали что это должно быть разовым соревнованием, не больше». Некоторые журналисты писали статьи с сарказмом говоря, что суперкросс это «Салатница мотокросса» и это только кажется революционным…Просто в то время были очень популярны национальные мотокроссы USGP на классических трассах проводимые на открытом воздухе, на легендарных сегодня, классических трассах в Carlsbad и Saddleback.

 

Но это было не одноразовое событие и слишком интересно для болельщиков, число которых увеличилось и составило 38 000 в следующем 1973 году. Суперкросс набирал обороты благодаря Майку Гудвину который продвигая спорт интенсивно использовал телевидение, радио и рекламу, чтобы привлечь болельщиков. Марк Блэквелл, который проводил рекламную кампанию в Европе после первого Superbowl , заявил: «Я понял, что это тот новый вид мотокросса, который поможет американским гонщикам выйти на новый уровень. Те ранние суперкроссы были подобны спринт-кроссу, но они получили новый толчок в развитии. Мы можем конкурировать с лучшими европейцами и очень скоро будем впереди всех».

Супермотокросс, в скором времени, станет гораздо больше, чем просто полигон, где молодые американцы могут отточить свои профессиональные навыки, чтобы конкурировать с европейцами на их собственных классических трассах. С помощью телевидения это станет совершенно другой формой мотокросса как спорта для большего числа людей и более широкой аудитории. Он будет видоизменяться и развиваться, пока не станет, возможно, самым важным событием в мире мотокросса, вытеснив Гран-при на открытых трассах….

Роман Мишенев
www.motoXvideo.ru

В статье использованы материалы Ed Youngblood и фото из Американских изданий, а также из моего личного архива фото и видео:

(1.) Audouard, Xavier. "The Great History of Supercross," Editions Lariviere, 2004. Page 23.

(2.) Johnson, Eric. "Supercross at Ground Zero," Racer X Illustrated, May/June 1998, page 47.

(3.) Interview of Jeff Smith conducted by the author, August 20, 2003.

(4.) Johnson, Eric. "View from the Fence," Racer X Illustrated, August/September 1999, page 12.

(5.) Eric Johnson's report of this 1961 stadium scramble, appearing in Racer X Illustrated, August/September 1999, is based on an article that appeared in American Motorcycling, April 1961, page 24.

(6.) AMA 1969 Professional Competition Rule Book, page 6.

(7.) AMA 1969 Sportsman Competition Rule Book, page 5.

(8.) Racer X Illustrated, October 2001, page 142.

(9.) Racer X Illustrated, October 2001, page 143.

 

Обсуждение на форуме

  • 7428
  • 0

Комментарии

Комментарии к этой статье запрещены.