Страницы истории: Американский кросс-кантри образца 1983 года (+ Видео)
Или история создания Американской Национальной серии по кросс-кантри (GNCC).
Кросс-кантри в Америке очень популярен, достаточно взглянуть на количество участников и классов. В мотоциклах – 35 классов, из них два класса профи: XC1 Pro и XC2 Pro Lites, а также классы ветеранов, женщин и детей. В квадриках – 30 классов, из них два класса профи: XC1 Pro и XC2 Pro Am, а также еще четыре класса «утилей»
В середине 1970-х годов предприимчивый промоутер мотогонок Дэйв Кумбс – старший наткнулся на небольшой городок Дэвис в Западной Вирджинии. Глядя на красивый ландшафт «пересеченки», «Большой Дэйв» понял, что это было бы идеальное место для проведения гонок на мотоциклах. А лучше всего, чтобы это было жесткое испытание и только сильнейшие гонщики могли доехать до финиша и, эта идея не давала Дэйву покоя. Он назвал гонку протяженностью сто миль - Blackwater 100.
Гонка Blackwater вскоре стала легендарной: "America's Toughest Race." Компания Дэйва и Риты Кумбс - Racer Productions, начала проведение новой 100 -километровой гонки, которая стала известна как «Wiseco 100 MilerSeries», а чуть позднее, с 1984 года и серию по кантри-кроссу - Grand National Cross Country Series.
Трициклы (трехколесные вездеходы) были добавлены в программу в 1983 году, а класс квадроциклов стал популярен несколько лет спустя. Новые правила проведения соревнований «урезали» заезды по времени: до двух часов для квадроциклов и три часа для класса мотоциклов. Эти правила ввели из-за небольшой популярности этой гонки, так как готовых к тому, чтобы продержаться в седле целых пять часов было немного.
К тому времени, уже появились первые звезды серии кантри-кросса. "Быстрый" Эдди Лояк взял по свой контроль класс мотоциклов, а Тед Трэйи Том Токай класс квадриков (ATV). К 1990 году Национальная серия кантри-кросса стала очень популярна в Америке. До этого, гонка Blackwater считалась самой жесткой и популярной, пока не прекратила свое существование в 1993 году.
Но к тому времени серия GNCC набрала обороты, это была эпоха бывшего мотокроссмена Скотта "Great Scotts" Саммерса из Кентукки и Скотта Плессингера из Огайо, а также "Быстрого " Фредди Эндрюса, агрессивного мотокроссмена, ставшего «лесным гонщиком». Между тем, Боб Слоан из Пенсильвании и Чак ДеЛуло сражались за титул в классе квадроциклов.
Легенда GNCC - Скотт Саммерс.
Саммерс стал героем всего сообщества гонок off-road, его профессионализм как гонщика и личная харизма сделали очень популярным этот вид мотоспорта, как среди гонщиков, так и болельщиков. Он стал одним из первых гонщиков off-road в США, который стал зарабатывать деньги в кантри-кроссе и стал пятикратным национальным чемпионом.
С ростом популярности серии, к кантри-кроссу стали проявлять интерес и заводские команды. Первой такой «ласточкой» с мощной поддержкой завода стала команда Suzuki со своим гонщиком номер один - Родни Смитом из Калифорнии, бывшим мотокроссменом и будущим пятикратным чемпионом серии, который выиграл свой последний чемпионат в 2004 году, в возрасте 40 лет. После этого серия GNCC , стала еще более престижна среди гонок off-road на мотоциклах.
Квадрики….
Барри Хавк младший является единственным гонщиком, который смог выиграть в классах: «мото» и в «квадрах». На его счету семь титулов в классе ATV и один в классе мото.
Барри прогрессировал благодаря его сражениям с Боб Слоан. Боб отличался очень жестким стилем езды, за что и получил прозвище «Ironman». Барри Хавк, очень хотел свергнуть Боба с престола, копируя его стиль езды и в итоге завоевал семь титулов подряд.
У Боба Слоана, тем временем, были очень серьезные проблемы с сердцем, и врачи запретили ему большие нагрузки, но он продолжал участвовать в гонках, верный своему прозвищу «Ironman». И на одной из гонок в упорной борьбе, за несколько кругов до финиша, его сердце не выдержало…. И по настоящее время, в честь одного из величайших чемпионов прошлого, финальный этап серии GNCC проходит в штате Индиана с названием - «TheIronman».
Еще одним, не менее ярким героем серии, является заводской гонщик Ямахи - Вилл Беллэнс, на его счету девять титулов в классе профи. Он не только побил все рекорды предыдущего короля квадриков - Барри Хаука, с его появлением в чемпионате, классу ATV был дан ощутимый толчок. В чемпионат пришли новые производители как Can-Am и KTM. А Барри Хавк повесил шлем на гвоздь в 2010 году, и сейчас с командой организаторов из Racer Productions, помогает проводить кантри-кроссы.
Новые герои…
Еще один важный момент в развитии серии GNCC…. В 1999 году из Австралии приехал известный мастер мотокросса и эндуро – Шейн Уоттс (чемпион Австралии по мотокроссу в классе 500сс и Чемпион мира по эндуро). В 2000 году он доминировал в GNCC и выиграл серию гонок на КТМ в пяти различных классах мотоциклов.
Как личность Уоттс привлек тоже много внимания, он был дерзким и откровенным. Он появлялся на всевозможных гонках по бездорожью, даже на этапах Америки по мотокроссу и отлично ехал на всех. К сожалению, Шейн пережил огромную череду травм, и у него редко хватало терпения лечиться должным образом, прежде чем вернуться в гонки. Поэтому он больше не смог выиграть ни одного титула в серии. В off-road гонках на мотоциклах по количеству травм его можно сравнить с легендарным Трэвисом Пастраной.
Юха Салминен
Популярность серии привлекла легионеров со всего мира... В 2005 году из Финляндии приехал Юха Салминен, он стал известен как один из самых талантливых гонщиков серии, которых до него еще никто и никогда не видел, он доминировал в классе мото в течение двух лет. Еще одним ярким талантом стал двухметровый великан с острова Мэн - Дэвид Кнайт, на его счету два титула в 2007 и 2008 годах. Новозеландец Пол Вибли выиграл титул в 2009 году, а австралиец Джош Стрэнг в 2010-м.
В 2011 году гонщик Чарли Маллинс из Огайо, стал первым чемпионом, который прошел весь путь в кантри-кроссе от новичка до профи и вернул титул американцам, которые не выигрывали чемпионат с 2004 года, с тех пор как Родни Смит выиграл свой пятый и последний титул в классе мотоциклов.
Ну, а в квадрах, на доминирующей позиции находится шестикратный чемпион серии Крис Борич, кто знает, может он сможет побить рекорд своего предшественника, но с приходом молодых талантов, это становиться сделать все сложнее…..
Вместо эпилога…
То, что когда-то было одной гонкой в маленьком городке Западной Вирджинии, переросло в глобальное явление мотоспорта в масштабах страны. С 2001 года канал NBC Sports ежегодно транслирует этот поистине масштабный проект с почти сорокалетней историей.
Комментарии
Комментарии к этой статье запрещены.