МОТОТРИАЛ: ГДЕ "РОЖДАЛИСЬ" МОТОЦИКЛЫ

Александр Фролов Александр Фролов
МОТОТРИАЛ: ГДЕ "РОЖДАЛИСЬ" МОТОЦИКЛЫ
История мототриала восходит к началу XX века, когда в Великобритании состоялись первые неофициальные соревнования. Однако в те времена триал в корне отличался от современного.

Основной задачей являлось не столько чистое прохождение специально подготовленных секций или преодоление естественных препятствий, сколько балансировка на мотоцикле при прохождении трудных дорог. Тогда соревнования скорее напоминали «прогулки» на мотоцикле с преодолением сложных участков, возникающих на пути. Позднее для пущей зрелищности заезды стали проводить на специально подобранных участках трассы, изобилующими большим количеством валунов, бревен и крутых холмов. Уже в 90-е года чемпионат также стали проводить и под крышей.


Хоть родиной триала и является Великобритания, однако именно Испания славится лучшей школой подготовки райдеров. На данный момент на чемпионате мира в закрытых помещениях участвуют 4 испанца – Адам Рага, Тони Боу, Джерони Фахардо и Альберт Кабестани (это притом, что в индоре выступают только 7 триалистов).

Чаще всего чемпионами становились гонщики, выступающие на мотоциклах испанского производства. И это неспроста: именно в Испании находятся такие заводы, как Gas Gas, Honda Montesa, Ossa, JTG, а также Sherco. Наиболее популярными и востребованными среди них являются мотоциклы марки Gas Gas, Honda Montesa и Sherco.

Завод Gas Gas расположен в восьмидесяти километрах от Барселоны. Основателями компании являются два друга и обладателя собственного магазина Нарцис Касас и Жосеп Пибернат. Своим появлением в свет завод обязан развалу компании Bultaco, когда магазин полностью остался без продукции. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Ведь оставшись, казалось бы, в сложной финансовой ситуации Нарцис и Жосеп решили пойти на риск и создать собственную марку мотоцикла, под вдохновляющим названием Gas Gas. С 1985 года завод стал производить триальные мотоциклы, которые сразу же начали пользоваться спросом. Компания так быстро прогрессировала, что уже через четыре года были выпущены в свет эндуро и кроссовые мотоциклы, а с 2003 года - квадроциклы. На сегодняшний день завод выпускает около 15000 мотоциклов в год. У компании имеются торговые точки по всему миру. Кроме того в России также имеется официальный дистрибьютор. С постоянно растущими знаниями, полученных от участия в мировых чемпионатах, Gas Gas начинает конкурировать и развиваться в той области, в которой преуспевали только японские компании.

 

Несмотря на популярность Gas Gas последние шесть лет на подиум чемпиона мира Тони Боу выводит Honda Montesa. Фирма была основана в 1944 году Педро Перманьером и Франсиско Хавьер "Пако" Балту, изначально без поддержки Хонды. Первый прототип был создан на основе французской компании Motobécane. В дальнейшем Перманьер решил производить собственные двигатели, и объединив усилия с Балту создал двухтактный 95-кубовый мотоцикл без задней амортизации. Мотоцикл не произвел фурор. В первый год производства было продано всего 22 экземпляра. В последующем модельный ряд был улучшен и тут же вырос спрос, пока в 1981 году Испанию не охватил кризис, что не могло не отразиться на продаже мотоциклов. Компанию постиг кризис. Остался только один выход: взять ссуду у государства и продать часть акций Хонде. Японцы были готовы пойти на риск и даже потерпеть убыток, в надежде закрепиться на европейском рынке. В 1985 году компания была реорганизована в форме присоединения к Хонде, что привело к обновлению завода.

Одной из самых молодых фирм является испано-французская торговая марка Sherco. Первый завод был основан Марко Тесье в 1998 году в Испании, в непосредственной близости от Барселоны. Уже на следующий год была выпущена первая партия триальных мотоциклов, которые переняли все самые лучшие разработки других фирм. Бренд быстро стал востребован среди гонщиков, что позволило расширить линейку. Число триальных мотоциклов, было увеличено с одного до четырех, в том числе были созданы и специальные модели для детей.
В 2002 году во Франции был открыт второй завод Sherco, который специализируется на выпуске только эндуро и супермото, однако большей популярностью пользуются именно триальные мотоциклы.

Еще один испанский завод, а именно Ossa обязан своим созданием заядлому мотоциклисту Мануэлю Джиро. В довоенные годы Джиро любил гонять как по улицам, так и по кольцу и жизни не мыслил без мотоциклов. Но начавшаяся в 1936 году гражданская война «сделала свое черное дело» - о занятии мотоспортом пришлось забыть. С началом второй мировой войны Испания была не в состоянии покупать транспортные средства за рубежом. Тут-то Джиро и посетила мысль выпускать на своем заводе, который был основан в 1924 году, не только кинопроекторы и другую киноаппаратуру, но и мотоциклы. В начале 1960-х годов испанская мотопромышленность оказалась в трудном положении, и уровень продаж мотоциклов OSSA, как и других производителей, резко снизился. В скором времени уровень продаж снова вырос, но тут опять не повезло: в 1975 году в Испании появились более дешевые японские мотоциклы, которые не дали конкурировать компании. Тремя годами позднее Ossa объединилась с Bultaco, но и на этом финансовые проблемы не закончились. В 1982 году завод полностью прогорел и был закрыт. Однако в 2010 году группа испанских бизнесменов приобрела права на торговую марку Ossa и производство мотоциклов (как эндуро, так и триал) возобновилось.

Одной из самых старых компаний является итальянская Beta. Зародилась она в в 1904 году во Флоренции под первоначальным названием "Società Giuseppe Bianchi", и изначально производила только велосипеды.
В конце 1940-х годов, с изменениями, которые произошли в итальянском обществе и развитии моторизованного транспорта, компания перешла на производство мотоциклов. Из-за новой концепции фирмы управляющие компании Энцо Бьянки и Аррино Този решили дать заводу новое имя, объединив свои инициалы в Beta.
В 1948 году компания занялась производством мотовелосипедов с 50-кубовым двухтактным двигателем, расположенным у заднего колеса, и с приводом на покрышку резиновым роликом. Первый полноценный мотоцикл появился в 1950 году под названием Ital JAP. Уже в 50-х годах мотоциклы Beta с успехом выступали в шоссейных гонках и внедорожных соревнованиях любительского уровня. Новый «Дорожный кодекс», принятый в Италии в середине 50-х годов, открыл перед итальянскими мотопроизводителями широкое поле деятельности: теперь для управления 50-кубовыми машинами не требовалось водительских прав, что сразу оживило рынок. Превосходный сбыт «полтинников» позволил компании построить в 1972 году новый современный завод, выпускающий как мопеды, так и мотоциклы различной кубатуры и различного направления. В 1989 году компания перевернула все представления о триальном мотоцикле, представив модель «Зеро». Впервые на триальном мотоцикле были применены жидкостное охлаждение двигателя и диагональная рама из алюминиевого сплава. На этой новинке Джорджи Таррес завоевал три титула чемпиона мира - в 1989,1990 и 1991 годах.
Так и «рождались» триальные мотоциклы, а вместе с ними и чемпионы.

  • 20642
  • 0

Комментарии

Комментарии к этой статье запрещены.