Незаконченный заезд Валерия Корнеева

Насонов Алексей Насонов Алексей
Image 2369
3 сентября 1978 года в городе Гальдорфе (Германия) сборная СССР выигрывает командный чемпионат мира по мотокроссу в классе 500 см. куб., более известный как «Кросс Наций». В составе команды едет дебютант Валерий Корнеев, который впервые стартует по полной программе в чемпионате мира по мотокроссу в классе 250 см. куб.

На этапе во Франции он занимает третье место. А до этого, в 1976 году, на стандартном CZ его выпустили на замену всего лишь на два этапа чемпионата мира. В классе 500 см. куб., где он новичок, Валерий занимает 8-е и 9-е места, что приносит ему общее 22-е место. А в Германии, хотя в состав сборной входили такие знаменитые спортсмены как Геннадий Моисеев и Владимир Кавинов, он удивил всех. Незнакомый молодой гонщик объехал не только своих именитых товарищей, но и звезд мотокросса того времени Роже Де Костера, Хакана Андерссона, Ярослава Фальту, Ганса Майша. Пресса с восторгом писала: «Валерий мчал как ураган, оставляя позади одного за другим. Никто не отважился на такие прыжки, как он! Никто так долго не парил в воздухе, как он! Браво, Корнеев!!! Ты стал героем нашей сборной! Ты заложил фундамент нашей победы!»

 

Image 2373

Image 2373

А начиналось все это на Волге в городе Саратове, где он и родился 11 декабря 1954 года. В 1966 году, Валерию тогда было 12 лет, сосед оставил ему на лето свой мотоцикл. Отдал ему вечером, он прокатился и всю ночь не смог заснуть. Под впечатлением он ждал утра, чтобы снова поехать на мотоцикле. Все лето откатался, а осенью пришлось вернуть его хозяину. Однако свою жизнь без мотоцикла Валера уже не представлял. Чтобы купить мотоцикл, пришлось расстаться со всеми своими сокровищами: продал синиц, чижей, свой старый мопед, но денег все равно не хватало. Помогли родители. А тут как раз недалеко от его дома сделали трассу мотокросса. Спортсмены приезжали тренироваться, а он за ними на своем мотоцикле старался не отстать. Но тогда его всерьез не воспринимали. Однажды зимой трассу замело снегом, Валерий взял лопату и целый день чистил трассу. А утром он пришел в спортивный клуб Саратовского Политехническго Института (СПИ) и сказал, что можно ехать на тренировку. Ему долго не верили, потом согласились. После этого его взяли в секцию и сказали: «Там в углу рама лежит, колеса под верстаком, а здесь запчасти от двигателя». Это был своего рода экзамен на преданность мотоспорту. Валерий в это время работал токарем на агрегатном заводе «Газавтоматика». Сам выточил к мотоциклу гайки, оси, болты и за два дня собрал его. В 1970 году Корнеев впервые выступил на областных соревнованиях, на которых показал неплохой результат. В 1971 году Валера впервые выступал за сборную области и поехал в Пензу на этап Зоны Поволжья. При погрузке в автомобиль не хватало места для мотоцикла Корнеева и встал вопрос о том, чтобы его оставить. Но Трефилов Станислав настоял на погрузке и не ошибся. Хотя Корнеев и не занял на этих соревнованиях призового места, но он обратил на себя внимание как очень перспективный спортсмен.

Image 2372

Image 2372

 

С конца 60-х годов лидером по области бы Александр Чекушкин. Валерийпринимал его как образец для подражания и тянулся за ним. А с 71 года Корнеев и Чекушкин уже были лидерами на равных. Именно спортивное соперничество Чекушкина и Корнеева стало двигателем развития их обоих. Чекушкин занимался в спортклубе автошколы ДОСААФ, а Корнеев в Саратовском Политехническом Институте (СПИ). В 71 году им уже не было равных по Саратову во всех классах. Когда Бургучёв вернулся из СА в 71 году, то он привёз из Калининграда заряженный двигатель 175 см3 Корнееву именно для того, чтобы Корнеев смог опередить Чекушкина и забрать лидерство из Автошколы в СПИ. С 1971 Бургучёв года стал освобождённым тренером и начальником команды мотокросса в СПИ, до этого тренерская работа в СПИ была общественной. Чекушкин и Корнеев были близкими друзьями, и их дружба сохраниться до конца жизни Валеры. Перед службой в СА Чекушкин и Корнеев, договорившись предварительно, устраивали шоу на соревнованиях в Саратове со сменой лидера, эффектными прыжками и т.п. Делалось это для того чтобы повысить зрелищность соревнований. На мотокросс собирались болельщики и из Саратова, и из Саратовской области. Мотокросс в то время в Саратове не уступал по популярности футболу и хоккею. Болельщики Саратова до сих пор вспоминают как в 1978 году Корнеев опять встретился на трассе мотокросса с Чекушкиным. И на этих соревнованиях зрители увидели захватывающую борьбу двух выдающихся спортсменов. Это было шоу под названием «мотокросс». В марте 73 года по распределению ДОСААФ Корнеев в звании чемпиона Саратовской области в классах 175 и 250 уехал в Калининградский спортивный клуб Балтийского Флота. Там Корнеев подружился с Виктором Попенко, который взял шефство над молодым гонщиком. Он обучил его всему, чему сам научился за годы выступлений. И результаты не заставили себя ждать. В 1975 Валерий занимает четвертое место в чемпионате СССР, второе в финале спартакиады народов СССР и первое в чемпионате Вооруженных сил и попадает в сборную СССР.

Image 2370

Image 2370

 

А в перерывах между этапами ЧМ он вместе с другом Валдисом из Калининграда разъезжает по СССР и участвует во внутренних соревнованиях. В 1977 году Корнеев, уже в звании мичмана, становится чемпионом СССР в классе 350 см. куб. А выступая на спартакиаде дружественных армий на Кубе, он случайно напрыгнул на Кавинова. Трасса была очень сложная: если не прыгать, то бьешься в следующую стенку, либо сильно теряешь ход. Получилось так, что они ехали вместе с Кавиновым, а перед ними два гонщика, Кавинов решил их объехать, а Валерий - перепрыгнуть всех троих, но не успел и приземлился прямо на Кавинова, который сломал ключицу, а Валера получил сотрясение мозга и вывихнул плечо. В составе сборной СССР Корнеев выступал с 1975 по 1980 год, он участвовал в заездах как для завоевания очков для команды, так и для прикрытия основных спортсменов на трассе. В 1978 году становиться чемпионом мира в составе сборной в классе 500 см3, чемпионом СССР в классе 250 см. куб. А в 1979 году его бросают на чемпионате мира в класс 125 см. куб. на CZ, где он занимает 13 место. В том же 79м в составе сборной Корнеев стал чемпионом мира в классе 250 см3.

Image 2371

Image 2371

 

В 1980 году было принято политическое решение о том, что советские спортсмены должны выступать только на советских мотоциклах. Сборная СССР пересела с КТМ на CZ, и с этого года наших спортсменов среди лидеров ЧМ по мотокроссу больше никто не видел. В это же время некий доброжелатель Валерия пишет на него анонимку в ЦК ДОСААФ, а там даже разбираться не стали. Просто сказали: ты - не выездной, и пришлось Корнееву повторить судьбу Арбекова, Григорьева и Кавинова. Но их, в конце концов, выпустили за рубеж. А Валерия больше не выпускали и в сборную СССР не зачисляли. В последующие годы он занимал призовые места лишь в гонках внутри страны. После Калининграда в 1985 году Корнеев переехал в Ростов на Дону. Однако в Ростове Корнеев уже не мог сам показывать выдающихся результатов, а тренерская работа у него не складывалась. В 87-89 годах Корнеев участвовал в автокроссе на УАЗах, в 89 году занял 3-е личное место на Чемпионате СССР в этом классе по результатам всех этапов. В 1994 году Валерий Корнеев двухкратный чемпион мира и чемпион СССР, пятикратный чемпион ВС СССР, мастер спорта международного класса демобилизовался из СА в звании прапорщика. С 1994 года Корнеев ни в каких соревнованиях уже не выступал, только в1999 год в Калининграде он выиграл заезд ветеранов. В 2001 году Чекушкин вернулся из Польши в Россию и будучи в Ростове спросил: - Валера, чем занимаешься? - Тренирую «чайников», жду когда закипят. После этого Чекушкин помог Корнееву переехать из Ростова в Саратов, где Валера прожил до 2004 года. 24 декабря 2004 года Корнеева не стало. Тренерами и наставниками Валерия Корнеева были: В Саратове - Трефилов Станислав, Бургучёв Александр (1968 – 1973). В Калилинграде - Попенко Виктор, Савченко Александр и Савченко Наталья (1973 - 1985). В Ростове на Дону - Чекушкин Александр (1985 – 1990). В Калининграде с 2007 года Наталья Савченко проводит в октябре традиционный мотокросс имени Валерия Корнеева. Многие болельщики до сих пор помнят этого знаменитого гонщика! Вот одна из историй, рассказанная Леонидом Глебовым. Команда Калининградской области в очередной раз выезжает на соревнования в Гродно. Валерий на XP500 выезжает на прилегающую дорогу, которую перед гонкой закрыли, и начинает прогревать мотоцикл, проезжая из стороны в сторону. В очередной раз развернувшись, поднимает мотоцикл на заднее колесо и едет так, выкручивая передачу за передачей. Ход был настолько большой, что на 4 передаче мотоцикл начал переворачиваться! Валера бросает его и на «5 точке» и спине скользит по свежеположенному асфальту. В итоге – штаны, «5 точка» и спина содраны напрочь! Но Валерий выехал на старт! Гонки тогда проходили в 3 заезда, а не в 2 как сейчас. Проехав первые два заезда стоя, Валерий не только выиграл, но и набрал такое количество очков, что их хватила для выигрыша в гонке и без участия в третьем заезде!!! В статье использованы материалы, предоставленные Ниной Николаевной Корнеевой, Чекушкиным Александром, Трефиловым Станиславом, а также использовано интервью самого Валерия Корнеева.

  • 18485
  • 0

Комментарии

Комментарии к этой статье запрещены.