История развития мотоциклов для мотокросса марки JAWA

SLON SLON
История развития мотоциклов для мотокросса марки JAWA
«…Яву, яву взял я на халяву…» (С)  Ю.Хой

1955 год. До 1954 года в мотокроссе использовали стандартную дорожную Яву. Видать модель Jawa 11 на то время неплохо ехала. На фото Gaston Sauteur на своей Jawa Springer в чемпионате Швейцарии в 1954 г.

1955 год. Jawa 250 
Мотоцикл специально подготовлен для мотокросса. Данный экземпляр готовился для Яромира Чижека, который к 1955 году уже выиграл на нем два чешских чемпионата.
Мотоцикл так же подготовлен ан базе дорожной модели.  

1955 год. Jawa 350 OHC
Дальнейшее развитие мотоцикла адаптированного к мотокроссовым гонкам. Двигатель готовился на базе двигателя Jawa 500 OHC, который устанавливали на модели Jawa 15

1956 год. Jawa 500 OHC
Подготовлена на базе дорожной модели Jawa 15 Roadster  с двигателем 500 OHC. Была представлена Яромиром Чижеком на международном мотокроссовом съезде в Австрии.

1957 год. Jawa typ. 557 250cc, typ. 558 350cc
Первая попытка выпуска серийного мотоцикла для мотокросса. За основу взята дорожная модель. Основные различия заключались в повышенной мощности и уменьшенном весе мотоциклов по сравнению с дорожными прародителями. Так  у 250cc мощность сотавляла 27,6 л.с. а у 350cc = 29,8 л.с. Мотоциклы получились удачными настолько что 50-х начале600-х на них ездили множество мировых знаменитостей, таких как Walt Axthelm, Joe Bolger, Bill Messer, Kenny Clark, и Bill Chabot. Jawa выигрывала Гран-при в классе 250 сс  с 1959 по 1961 год.

1958 год Яромир Чижек & Jawa, чемпионы Европы
В 1958 году Яромир полностью доминировал в европейской чемпионате в кубатуре 250cc. Его Jawa, хотя и декларировалась, как модель 557 объемом 250cc на самом деле была специально разработана для этого чемпионата и содержала множество ноу-хау. Это был короткоходный мощный двигатель, он, кстати, послужил базой для разработки легендарного двигателя для JAWA 400 banana  в 64 году.

1958год Jawa 250  OHC прототип
Разработка прототипа 4Т мотокроссового мотоцикла. Чижеку удалось приехать на нём лишь пятым в польском чемпионате. Оказался слишком тяжелым и прожорливым.

1963 год Jawa typ. 579/01 250cc
Следующий этап развития мотокроссовых мотоциклов Jawa. Выпускался в небольших количествах с 1963 по 1965 вместе с версией 575/01 объемом 350cc.Эти мотоциклы отличались специально спроектированной (а не заимствованной у дорожных моделей) Мощность 250-и кубовой модели составляла 25,4 л.с.

1964 год. JAWA 250 
Легендарный мотоцикл созданный Яном Кривкой. У этого мотоцикла было 5 передач, детали коробки передач могли быть заменены без разборки двигателя, сухое сцепление. 
Коленчатый вал и шатун на роликовых подшипниках  
Мотоциклы Jawa 250 сс. славились своей крайне высокой надежностью, что позволяло им конкурировать с лучшими европейскими образцами. В конструкции мотоцикла использовались комплектующие CZ (вилки, колёса и пр.). Многие разработки перекочевали в последствии на легендарную JAWA 400 banana

1965 год. Jawa 250cc 
Дальнейшее развитие модели 64 года. На этом мотоцикле завоевано 6 –е место на чемпионате мира. Тогда же в британской прессе кроссовые Явы получили свое прозвище «летающий банан».

1966 год. Jawa 402cc.
Vlastimil Valek занял 4 место по результатам чемпионата мира в классе 500сс на этом мотоцикле. Это последний год в производстве «летающих бананов». С 1967 года на мотоциклах появиться нижняя двойная труба дуплексной рамы.

1967 год. Jawa 402cc.
Vlastimil Valek на Jawa 402cc. в гонке British GP

1968 год. Jawa 420cc.
Была представлена версия с объемом 420cc. Jawa также экспериментировали с объемом 486cc но двигатель оказался слишком мощным.  Была также изготовлена версия объемом 507cc для участия в недолго просуществовавшем классе FIM 750cc

1969 год. Jawa 420cc.
Jaroslav Homola занял 10-е место на чемпионате мира на этом мотоцикле в классе 500сс.

1970 год. Jawa 420cc.
Изменена форма камеры сгорания. 70-е становятся лебединой песней этой модели.

1971 год Jawa 420cc.
Увеличено оребрение головки и перенесена выхлопная труба. Но увы это окончание славной истории кроссачей от Ява . Пальма первенства окончательно переходит к CZ.

  • 11343
  • 0

Комментарии

Комментарии к этой статье запрещены.