Эксклюзив! Интервью с Грэгом Альбертийном.
Немногим более 20 лет назад, никому не известный молодой южноафриканец прибыл в Европу, чтобы поставить на место лучших гонщиков мира... Он первый из ЮАР, кто выиграл три мировые короны (1992 -125сс, 1993-94гг в 250сс) и Чемпионат Америки по мотокроссу (класс 250сс 1999 год), и его рекорд до сих пор не превзошел никто из его соотечественников.
Победа в Вашем первом чемпионате мира в '92-м. Было ли это неожиданностью для вас?
Нет. Я выиграл свой первый GP в '91-м, и потом еще три или четыре раза поднимался на подиум. Ну, а победа на заключительном этапе в Японии на Suzuka Circuit, где я вел всю гонку со старта, придала мне еще большей уверенности, и я понял, что у меня есть силы победить в чемпионате. Первое GP в '92-м, я начал с победы над Джоном Ван Ден Берком и Дэйвом Страйбосом, а ведь это были чемпионы мира, и в этот момент, я сказал себе: "Хорошо, теперь я знаю, что могу сделать это".
Тогда была сильная конкуренция в лице Дэйва Страйбоса, Педро Трагтера и Джон Ван Ден Берка. Вы их застали в расплох..
Да, абсолютно. Страйбос и Ван Ден Берк были чемпионами мира, а Трагтера было не так легко побить, он был очень силен. Так что да, тогда была серьезная конкуренция. Единственный парень, который не был там – это Стефан Эвертс, он уже перешел в класс 250сс.
Почему вы не остались еще на сезон в 125сс, а сразу перешли в 250сс?
Как ни странно для меня, но как только я достигну своей цели, я сразу перехожу к следующей, в этом весь мой характер. Я восхищаюсь и уважаю тех ребят, которые гоняют и выигрывают в одном и том же классе год за годом. У меня была цель – премьер-класс.
Как вы получили место в команде в классе 250сс и смогли сразу побить таких ребят как Донни Шмит и Стефан Эвертс?
Я не думаю, что кто-то предполагал, что я создам угрозу вообще. Никто не думал, что я прыгнув из класса 125сс, буду доминировать и в 250сс. В те годы было три заезда по 25 минут плюс два круга, надо было быть очень собранным. В самом первом заезде сезона, я в конечном итоге финишировал третьим или четвертым. Я пришел в Хонду, когда там был Ян Харрисон и он работал со мной. У меня на первом этапе были проблемы с передним тормозом, и я сказал Яну: «Если вы исправите эту вещь, я смогу выигрывать». А остальное уже история. 1993 год был, безусловно, мой самый доминирующий и лучший сезон в моей карьере.
Что вы чувствовали, когда выиграли чемпионат? Если бы вы могли это чувство разлить в бутылки, я уверен, что купил бы это (смеется).
Я имею очень мало слов, чтобы описать это, но когда вы находитесь на вершине чемпионата мира, нет лучшего чувства. Я знал, что выходя на старт, могу «надрать задницу» всем, и это было больше психологическая вещь, чем физическая (смеется). Вся фишка в мотивации и психологическом настрое, без этих вещей нет победы. Да, я могу себе представить, что чувствовали мои конкуренты. Я не мог представить себя аутсайдером на таком уровне, как чемпионат мира, надо иметь то внутренне чувство, что ты лучший в мире и это должно быть постоянным. Вы знаете, это ощущение, которое я никогда не испытывал ни в чем другом в жизни. .
Вы стали первым южноафриканским чемпионом мира, правильно?
Да, я стал первым с африканского континента, кому удалось выиграть чемпионат мира. И вы знаете, я думаю, что это часть того, почему меня так ненавидели мои конкуренты в Европе. Такие ребята как Эвертс пришли в мотокросс уже с родословной. Его отец чемпион мира и он сам стал десятикратным. Он родился с серебряной ложкой во рту и был в заводской команде, когда ему было всего семнадцать. А когда молодой парень приезжает из другой страны, с мощным настроем, немного дерзким по отношению к конкурентам и выигрывает у них – вы понимаете, какое к нему может быть отношение. Они все ненавидели меня. Они абсолютно ненавидели меня.
(Смеется.) Я могу себе представить. Возвращаясь немного назад, вы и Ян Харрисон, ваш механик, познакомились еще в Южной Африке?
Ян и его брат гонялись в Южной Африке, и мы подружились в 1987-м. Вы знаете, он давал много хороших советов по ремонту и настройке мотоцикла. Он окончил среднюю школу и работал в одном из местных муниципалитетов механиком. Я к тому времени уже собирался в Европу, и у меня не было рядом близких людей для поддержки. В тот момент я сказал Яну: "Эй, ты всегда помогал мне с ремонтом байка, а не хотел бы ты поехать со мной?" Он приехал ко мне в 92-м, и я думаю, что в течение десяти дней, он был готов паковать чемоданы и ехать назад (смеется). Все было очень жестко в Европе, и отношение было к нам не из лучших к нам.
Как вы думаете, это он помог вам выигрывать в '92 и '93-м?
Это, конечно, помогло, но я была так сосредоточен на своей миссии и цели, я бы сделал это в любом случае, потому что пути назад для меня уже не было. Вы знаете, он и по сей день мой лучший друг. Мы много испытали вместе, и он был большим благословением в моей жизни.
Ян должен быть вам обязан, ведь он сделал хорошую карьеру. Сначала он работал с вами, а потом с Роджером Де Костером в Сузуки, теперь же с Red Bull / KTM - это просто невероятная история...
Да, я очень, очень горжусь им. Вы знаете, он всегда за кулисами и никогда не получает того, что он заслуживает. Он начинал как механик по дизелям в местном маленьком муниципалитете и стал правой рукой менеджера одной из лучших команд в мире. Поверьте мне, он заслуживает многого, потому что он так старательно и много работает.
Да, это так. А в 93-м, когда вы ехали за Honda – у вас была заводская поддержка?
Вовсе нет. Это была голландская команда и ее владелец был отличный тюнер двигателей и был очень, очень хорош в своем деле. Тогда мы получили немного деталей подвески, какие-то ручки и пару валов двигателя. Это все, что мы получили от Honda.
(Смеется.) И с этим вы пошли выигрывать Чемпионат мира, вы серьезно?
Да, вполне серьезно.
Вам тогда было двадцать лет?
Да, именно так.
Что привело вас в Suzuki в 94-м? Это был предшественник вашей поездки в Америку?
Нет, я на самом деле оказался в Suzuki случайно. Я только что выиграл чемпионата мира (1993г.) и был на переговорах с Dave Arnold от Honda. Он хотел, чтобы я в 94-м перебрался в США и поехал полный сезон за них. У нас уже была достигнута предварительная договоренность и он пообешал мне $ 350,000 за сезон в суперкроссе и мотокроссе. Это были очень хорошие деньги в то время. Мы фактически договорились встретиться на последнем этапе, Гран-При Японии на Suzuka Circuit, чтобы пойти подписать договор и обсудить все детали. Я поспешил и уже начал говорить моим менеджерам команды: «Слушайте, я еду в Штаты. Дело сделано. У меня есть предложение». В Европе тогда все было по-другому, чем сейчас. Сначала подписывали контракт с номером один в команде, а затем со всеми остальными. Итак, мы встретились на Suzuka Circuit с Дэйвом Арнольдом, он подошел ко мне бледный и говорит: "Мне не разрешили подписать с тобой контракт, так как ты еще не гонял в Штатах и у тебя ни одной победы. Мы подписали контракт с Джереми МакГратом». В тот момент, я не знал куда себя деть, подошел к De Groot и сказал:" Ну, похоже, что я собираюсь оставаться в Европе еще на год, давайте я поеду за вас». Он ответил мне, что очень сожалеет и уже подписал контракт с Эвертсом. Таким образом, в тот момент я остался без команды. Но потом, Сильван Гебоерс мне предложил место в своей команде Сузуки. Так я оказался в Сузуки, хотя мне не нравился спонсор BIEFFE, и не было нормальной поддержки завода, но выбора у меня не оставалось. Потом нам потребовалось некоторое время, чтобы настроить мотоцикл полностью под меня.
Ну, а в следующем году вы уже были Штатах. Это было частью вашего контракта с Сузуки и Гебоерсом?
Вовсе нет, хотя в то время в Сузуки происходили какие-то не понятные вещи, у них не было согласованности действий и нормальной программы в США. Но моим условием, было то, что я хотел обсудить все вопросы лично с Роджером Де Костером, менеджером команды. В июле 94-го, Роджер приехал ко мне домой в Бельгию. Я сказал: "Слушай, я хочу ехать за Suzuki, но я хочу взять механиком Яна Харрисона. Роджер согласился, а чтобы дальше – вы знаете (смеется).
Спасибо за интересный рассказ. Удачи вам Грэг..
Спасибо.
Комментарии
Комментарии к этой статье запрещены.