Мощностной клапан

Мощностной клапан

Цель данного материала, получить представление о таком узле как мощностной клапан и понять как он регулируется.

Создавая двигатель инженеры пытаются сделать его работу более эффективной в различных режимах. Они внедряют различные решения, которые позволяют это сделать. Одним из таких решений является мощностной клапан на 2-х тактных моторах.

Как описано в статье журнала "МОТО" "Мощностной клапан в системе выпуска 2-тактных двигателей"

Борисом Дахановским мощностной клапан позволяет изменять крутящий момент в определенном диапазоне оборотов. В статье описаны разные решения и их особенности производителей в этой области.

Стоит отметить, что приведенный в статье клапан в моторе фирмы Rotax, отличен от того, о котором речь пойдет ниже.

За подопытного взят 2-х тактный мотор объемом 250 кубических сантиметров устанавливаемый на мотоциклы KTM серии EXC, XC, XC-W 2012-2013 года, и Husaberg серии ТЕ 2012 года выпуска. Аналогичный узел устанавливается на моторы 300-го объема тех же серий и, вероятнее всего, на КТМ серии SX более ранних годов, предположительно с 2004 по 2010 года, хотя могут быть отличия, которые не уточнялись. На моделях кубатуры 125-200, отличается конструктив и соответственно методика регулировки.

Так выглядит клапан на моторах кубатуры 125-200 кубиков

 

 

Вид клапана на моторах 250-300. Где и как он установлен, можно глянуть на следующем ресурсе.

дата публикации на ресурсе 13 November 2002

 

На фишах для 2010 года 300-ки узел выглядит так

На видео поглазеть на клапан, можно по ссылкам приведенным ниже для 2012 года 250-300.

 

Поглядеть как двигается привод клапана можно тут

 

Сам клапан (шторка) с приводами находится в недоступной, без разбора, части мотора. Регулируемая часть механизма мощностного клапана находится с правой стороны мотора, под помпой и состоит из 2-х пружин и регулировочного болта 2 под 4-х гранник желтоватого цвета, который видно снаружи мотора. Картинка ниже. Пружина 3 большего диаметра (contol spring) и меньшего 4 (Auxiliary springs). Если вращать болт 2, он поджимает (регулирует) пружину 3.

Регулировка пружины 4 осуществляется непосредственной её заменой, которая представлена в различных вариантах.

 

Auxiliary spring

p/n

red 1.1mm

54837072000

blue 1.2mm

54637072500

yellow 1.3mm

54637072300

white (I think) 1.4mm

50333056000

green 1.5mm

54837072100

 

приведенные выше данные значения взяты с

http://www.e-dirt.co.za/site/forum_posts.asp?TID=28435&title=clear-up-some-ktm-power-valve-spring-questions

Желтая — стандартная, красная — соревнования, зеленая — туризм, зима. Есть ещё синяя и белая, не идут в комплекте. Чем мягче пружина (меньше её толщина), тем раньше поднимается клапан, тем самым осуществляя регулировку. Ощутить влияние регулировки можно в указанном диапазоне (график ниже) в виде увеличения момента (тяги) мотора. Стоит отметить, что положение клапана меняет фактическую степень сжатия мотора.

При заводских настройках поджатия (Preload) пружины (contol spring) 3 регулировочным болтом 2 диапазоны регулировок пружины 4, будут меняться от полностью закрытого, до полностью открытого, в следующем диапазоне оборотов:

 

из мануала 2012-2013 года

Начало диапазона регулировок пружин

5600 об/мин

окончание влияния красной пружины

7200 об/мин

окончание влияния желтой пружины

7900 об/мин

окончание влияния зеленой пружины

8400 об/мин

 

ВАЖНО!!! в repair manual 250 exc 2011 указанно:

"under no circumstances should screw be turned as this would have a negative effect on the engine characteristic."

Ни в коем случае на вращайте данный болт, это будет негативно влиять на характеристики вашего двигателя.

 

Речь идет про болт 2.

Так что вращать это болтик придется на свой страх и риск. Или вовсе доверится инженерам и оставить его в покое.

 

взято с http://www.southbayriders.com/forums/showthread.php?t=118198

Изменить начало диапазона влияния мощностного клапана возможно вращая 4-х гранный регулировочный болт. Закручивая его на 1 оборот, мы отодвигаем начало открытия клапана на 150 об/мин, откручивая смещаем на 150 об/мин вниз. Предельные изменения, которые можно получить этой регулировкой 5000 об/мин — болт выкручен до предела, 6000 об/мин — болт закручен до предела. Данная регулировка осуществляет изменение начальной точки срабатывания мощностного клапана. На рисунке ниже графики зависимости открытия клапана, от оборотов мотора для 2007-2009 годов. Начальная точка открытия, в данном случае, 5650 об/мин. Регулировка не оказывает влияния на верхнюю границу диапазона, которая определяется пружиной 4 auxiliary spring.

Существует болт, который позволяет осуществлять описанную выше регулировку без инструмента.

http://motocrossactionmag.com/Main/News/85d985d1-7eb6-485c-adeb-009d4d939a70.aspx

На графике ниже, представлены кривые мощность (лс) и момента (фунт силы-фут) полученные на диностенде снятые с коленчатого вала 250 XC 2012. Разные цвета ― данные полученные с разными пружинами Auxiliary springs.

Регулировочный болт отвернут на 3 оборота от заводских значений (для данного мотора этого года 5600 об/мин), что соответствует смещению началу открытия мощностного клапана примерно на 5200 об/мин. На графике это отражается в виде расхождения кривых момента с разными цветами (пружинами auxiliary spring). Максимальная разница между графиками полученными с красной и зеленой пружинами составляет 9,5 Нм наблюдается на 6100 оборотах, что составляет 18% от максимального значения момента для данного мотора. Диапазон отличий наблюдается с 5200 до 7100.

Как видно, графики момента не имеют значительного отличия после 7200 об/мин, и положение мощностного клапана будет оказывать не большое влияние на характеристики мотора в диапазоне выше этого значения, хотя клапан будет иметь разное положение.

 

Обсуждение на форуме

  • 19069
  • 0

Комментарии

Комментарии к этой статье запрещены.