Немецкий BMW R75 - лучший из лучших?

Музей мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова» Музей мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова»
Немецкий BMW R75 - лучший из лучших?

В 1935 году появился на свет один из самых массовых мотоциклов марки - BMW R12.

За годы подготовки ко Второй Мировой Войне было выпущено более 36 000 (!) мотоциклов в вариантах соло, с коляской, гражданских и военных версий, моделей с одним (18 л.с.) и двумя (20 л.с.) карбюраторами. Двигатель получился очень удачным - заводился без проблем в любое время года, был надежным, имел хорошую тягу и не перегревался.

 

К 1940 году Вермахт окончательно утвердился в мысли, что армии необходим тяжелый мотоцикл с боковым прицепом, колесной формулы 3х2, да при этом способный буксировать легкое артиллерийское орудие либо трейлер с амуницией. Немецкие конструкторы использовали весь опыт инженерной школы Bayersche Motoren-werke (BMW), а также использовали наработки французских и бельгийских коллег, которые строили мотоциклы с приводом на колесо коляски начиная с середины 30-х годов.

Уже в разгар Второй мировой войны, в 1941 году, была выпущена и принята на вооружение одна из самых известных и значимых моделей в истории мотоциклостроения - BMW R75. В отличие от предыдущих моделей BMW, принятых на вооружение вермахтом, но изначально являвшихся гражданскими, этому «монстру» на роду была написана война.

 Это был каскад технических новинок, многие из которых были впервые освоены в серийном производстве, но главными новшествами однозначно являются передняя телескопическая вилка, дифференциал в приводе колеса коляски и гидравлический привод тормозов. Оборотной стороной технического совершенства этого мотоцикла стала его цена — 1595 RM, немалые, на тот момент, деньги. К примеру, самая совершенная модель NSU 601 OSL стоила на 25% дешевле. Следствие высокой цены – ограниченный выпуск, всего 16 500 шт.

Основное предназначение этой модели – транспортировка трех человек в тяжелых дорожных условиях с прицепным трейлером так и не сбылось.

Мотоцикл представленный в статье получил прозвище „Сахара“, за желтую расцветку и основное место боевых действий — Африканскую пустыню. На коляске исзображена эмблема германского Африканского корпуса (Afrika Korps) — пальма со свастикой. «Сахара» воевал преимущественно в Африканском корпусе гениального Роммеля, пошедшего против воли Гитлера, но перед этим изрядно потрепавшего союзников. У Роммеля «Сахара» показал себя прекрасно, однако наши испытания BMW R75 показали, что в России езда на «Сахаре» возможна только по «декоративной» грязи.

Музей «Мотомир Вячеслава Шеянова» потратил не один день проведение обширных тестов: дожди, броды, ухабы, крутые горки и прочие «радости» русского бездорожья обрушились на «совершенный» (по бумагам) военный мотоцикл. Вывод явно неутешителен: в условиях среднерусской местности весной, осенью, ранней зимой езда на этих «вояках» возможна только по дорогам с твердым покрытием, проходимость мотоцикла оказалась не столь высокой, как надеялись немецкие инженеры.

Вячеслав Шеянов (основатель коллекции) о реставрации и приобретении BMW R75:

"Я сразу, пытаясь подходить системно к коллекции, искал нужные мне экземпляры и среди советской техники, и среди зарубежной техники, потому что и там, и там были мотоциклы с большекубатурными двигателями, которые в коллекцию по моему замыслу ложились. Первый - это немецкий мотоцикл военный БМВ Р75.

 Он достался в ужасном состоянии, потому что с момента его выпуска прошло полвека. Он был сильно переделан. Отсутствие запчастей сказывалось на его состоянии, потому что хозяин пытался приспособить к недостающим запчастям какие-то свои изобретения. Но он сохранил основные части, как-то раму, двигатель, привод на колесо и корыто коляски. И потихоньку, постепенно он дошел до первоначального состояния. Я где-то покупал недостающие запчасти, комплектовал его. И по сей день он занимает достойное место в коллекции".

ТТХ


Производитель

Bayerische Motoren Werke, AG, г. Мюнхен, Германия

РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА

Годы выпуска

1940 – 1944

Тип рамы

трубчатая сварная

Количество, шт

16 510

Передняя подвеска

телескопическая

Стоимость

1 595 RМ

Задняя подвеска

жесткая

Стоимость в современных ценах

10 309, 6 $

Тормоза

барабанные с гидравлическим приводом, включая колесо коляски

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ

Размеры колес

4,50 х 16 (3 колеса)

Тип

2-цилиндровый, верхнеклапаный с оппозитным расположением цилиндров, 4-тактный

РАЗМЕРЫ

Объем двигателя, см3

746

Длина, мм

2 400

Диаметр и ход поршня, мм

78 х 78

Ширина, мм

1 730

Мощность

26 л.с. при 4000 об / мин.

Высота, мм

1 000

Зажигание

магнето, расположение кикстартера с левой стороны

Колесная база, мм

1 444

Карбюратор

тип Graetzin Sa 24 / 1 и Sa 24 – 2 шт.

Клиренс, мм

   150

Аккумулятор

Высота сидения

   780*

Сцепление

сухое однодисковое

Масса, кг

   420

Коробка передач

4-ступенчатая + задняя передача

Емкость бензобака, л

     24

 

 

Максимальная скорость, км/ч

     92

 

 

Дальность, км

   360

 

  • 1196
  • 0

Комментарии

Комментарии к этой статье запрещены.