Французская гусеница Moto-Сhenille Mercier

Музей мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова» (http://motos-of-war.ru) Музей мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова» (http://motos-of-war.ru)
Французская гусеница Moto-Сhenille Mercier

О чем вы думаете, когда планируете покорять бездорожье? Легкий и мощный мотоцикл? Проходимый квадроцикл? Подготовленное авто? Первая половина 20 века была временем экспериментов и в конце 20-х годов многие производители пытались построить проходимый полугусеничные мотоциклы и автомобили. Судьба распорядилась по-другому.

В истории французских гусеничных мотоциклов большую роль сыграла компания René-Gillet. 31 июля 1931 года Андре Мажино, военный министр Франции, попросил René Gillet провести испытания двух внедорожных мотоциклов.

Машина, построенная по просьбе Министерства Обороны, достойна звания чудовища Франкенштейна: монстр с тремя гусеницами, которые заменили собой колеса, весил 600 кг. Генерал армии, понимая нежизнеспособность подобной конструкции, попросил об изменениях и 13 декабря 1933 года компания René-Gillet представила второй прототип. Это был мотоцикл с двигателем типа «J» перенесенным вперед на 20 см для смещения центра тяжести.

Первый тест новой машины весом 100 кг провели 4 января 1934 года. Машину преследовали сплошные неудачи: рвалась гусеница, двигателю не хватало тяги, и он постоянно перегревался, необходимо было останавливаться каждые 10 км и ждать, пока он не охладится. Средняя скорость на участке протяженностью 6 км составляла 25,714 км/ч, максимальная была 36 км/ч. Для доработки конструкции требовалось много времени, а компания René-Gillet была сильно загружена оборонными заказами и тесты прекратились 25 января 1934 года.

Во второй половине 1930-х годов вышло еще два гусеничных мотоцикла. В апреле 1935 года появился «La Courtot» («Дворец»), спроектированный Генри Дрешем (Henri Drescr). Он использовал двигатель собственной конструкции объемом 1000 куб. см. Гусеницы были резиновыми, поворот осуществлялся путем торможения одной из гусениц. Машина весом 503 кг потребляла в 12 раз больше топлива чем 750-кубовый Terrot. В серию машина не пошла.

Второй гусеничный мотоцикл представил швейцарский изобретатель Адриен Мерсье (Adrien Mercier). Одноименная фабрика располагалась во Франции и выпускала 50-кубовые мопеды с двигателями Lavalette, а также 125/175-кубовые мотоциклы с французскими двигателями Ydral. Начиная с 1932 года Мерсье занимался разработками гусеничных мотоциклов в небольшом французском городке Буа-Коломб, Франция. Военные провели первое испытание 9 февраля 1937 года на холмистой местности с крутизной подъема до 45 % (27 градусов).

Гусеничный мотоцикл Mercier комплектовался верхнеклапанным двигателями JAP объемом 350 куб. см. вокруг которого была сосредоточена основная конструкция машины. Двигатель JAP “выдавал” 10 л.с. при 3000 об/мин. и позволял комфортно передвигаться со скоростью до 65 км/ч. Дополнительное охлаждение головки цилиндров обеспечивал вентилятор, который приводился в движение двигателем.

Гусеничные мотоциклы Mercier запускались при помощи кик стартера, до которого можно было дотянуться даже сидя за рулем. Мотоциклы оснащались трехступенчатой коробкой передач, производства французской компании Soyer с ручным переключением передач.

Передняя часть представляла из себя сложную конструкцию с резиновыми гусеницами шириной 150 мм и подвеской, реализованной полуэллиптическими рессорами. На первом прототипе установлен большой бронированный щит, в том числе из-за этого при движении по грязи мотоцикл “садился” передней частью и не мог двигаться. Задняя часть мотоцикла получилась достаточно длинной и простой. К трубчатой раме крепились: седло, подножки, бензобак и заднее колесо размерностью 270/90.

Несмотря на проблемы прототипа, военные посчитали разработку достаточно интересной и полезной, но заказов на производство в промышленных объемах так и не поступило.

 

Испытания доработанного прототипа №2 начались 9 мая 1939 года, но машина потеряла несколько резиновых накладок и испытания возобновились только 4 июля. Mercier сравнивался со стандартным армейским мотоциклом Sevitame. На маршруте, состоящем из 147 км плохих дорог Sevitame оказался чуть быстрее – 75 км/ч против 66 км/ч у Mercier. Проходимость Mercier оказалась намного выше, но и расход достигал 17,6 литров на 100 километров, против 10 л/100 км у Sevitame. Еще одной проблемой стало преодоление рва глубиной 1,2м, заполненного грязью. Гусеница Mercier увязла, в то время как легкий Sevatime преодолел брод. Несмотря на эти проблемы, военные рекомендовали выпуск гусеничного мотоцикла с 540-кубовым двигателем Aubier Dunne.

 

Адриен Мерсье отказался от производства третьего прототипа т.к., по его словам, “он потратил много энергии и денег”, и 27 июля 1939 года проект по возможному серийному производству гусеничного трицикла Mercier был закрыт.

Музей мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова» (http://motos-of-war.ru).

  • 1188
  • 0

Комментарии

Комментарии к этой статье запрещены.