Бельгийский «всепроходимец»

Алексей Зудочкин Алексей Зудочкин Музей мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова» (http://motos-of-war.ru) Музей мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова» (http://motos-of-war.ru)
Бельгийский «всепроходимец»

В прошлой статье мы рассказывали о первом серийном «полноприводном» военном мотоцикле, а сегодня расскажем о его развитии.

Компания Fabrique Nationale располагалась в городе Эрсталь (Herstal), в провинции Льеж, недалеко от реки Маас, в одном из самых высокогорных районов Бельгии. Гористый рельеф, холмы и низкая плотность населения требовали от жителей провинции Льеж готовности к плохим дорогам, а значит техника должна быть проходимой.

Модель M12a SM (рассказ о мотоцикле в прошлой статье - http://w1.motogon.ru/ru/library/46/5974/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%BA%D0%B0%D1%80.htm) решила проблему моторизации пехоты, но остался вопрос с транспортировкой грузов и вооружения. Военные грузовики требуют более высокой подготовки технического персонала, больших площадей для сборки и, к слову, несравнимо дороже.

Компания FN предложила армейским чиновникам изящное решение возникшей проблемы – передняя часть от модели M12a SM, со всеми ее преимуществами, и прикрепленный к ней задний мост автомобильного типа, над которым располагалась универсальная платформа, с большим набором специальных кузовов. В итоге армия получила простую в обслуживании, но готовую к суровой армейской службе машину.

 

Мощный 22-сильный оппозит был герметичен и готов к преодолению бродов, до масляного щупа и заливной горловины можно было легко добраться, а в дополнение - все три колеса взаимозаменяемы. Колесные ступицы установлены таким образом, что, когда колесо снято, тормоза и подшипники остаются на месте.

Инженеры понимали, что армии нужна машина, которую можно легко и быстро починить в поле подручными инструментами, и отправить обратно на службу. В итоге рама мотоцикла стала разделяемой на две части. Передняя и задняя части рамы собирались на пяти точках крепления в районе сиденья. Благодаря такому простому соединению, обе части можно было ремонтировать отдельно, или того проще – заменять.

FN Tricar не мог похвастаться высокой максимальной скоростью, на горизонтальном участке она равнялась 75 км/час, но для 425-килограммового трицикла это отличный результат. Еще больше удивляют возможности Tricar при перевозке грузов.

При нагрузке в 550 кг FN Tricar мог с легкостью преодолевать склоны с углом в 40%. Со включенной блокировкой заднего моста, угол преодолеваемого склона ограничивался только сцеплением колес с грунтом. Именно проходимость вкупе с простотой обслуживания давала трициклу неоспоримые преимущества и военную ценность, которой никакая другая подобная машина никогда не могла достигнуть.

Суровая служба в армии предполагала самые разнообразные возможности использования: перевозка офицеров Генерального штаба и войск, перевозка боеприпасов, оборудования постов радиосвязи, телефонного оборудования, горючего и продовольствия, обустройство передвижных мастерских, применение в качестве базы для установки пулемета и прочих грузов ль 6 до 700 кг. Достаточно часто FN Tricar служил базой для обустройства передвижных мастерских. Применяли его и в качестве базы для установки противовоздушного пулемета.

С пулеметами вышел характерный для военной бюрократии конфуз. Конкуренция была очень велика, каждый производитель пулеметов хотел заключить контракт, проводился конкурс. Победителем вышел пулемет Максим, но затем выяснилось, что его калибр 7,65 мм был не эффективен против самолетов, а горизонтально специальный пулемет не стрелял.

Следующим на очереди был пулемет Гочкиса, но гос. приемка колебалась, ведь эти орудия не выдерживали стрельбу очередями по 1000 выстрелов, и это при том, что противовоздушная стрельба по низко летящим самолетам ведется только короткими очередями... Тем не менее, 27 февраля 1940 года, Бельгийская армия заказала 88 трициклов с пулеметами Гочкиса. Уже в мае Бельгию оккупировали нацисты.

Всего в разных модификациях был выпущен 331 экземпляр FN Tricar. Все они попали в бельгийскую армию, часть была захвачена немцами.

  • 1177
  • 0

Комментарии

Комментарии к этой статье запрещены.