Первый полноприводный "сайдкар"

Музей мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова» Музей мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова»
Первый полноприводный "сайдкар"

Летопись компании Fabrique Nationale de Herstal ведет отсчет с 1889 года, когда новообразованное предприятие занялось изготовлением вооружения.

Через шесть лет началось производство велосипедных рам, а затем и комплектных велосипедов В 1901 году была сделана попытка установить в велосипедную раму вспомогательный двигатель рабочим объемом 250 см3, с автоматическим впускным клапаном и ременной передачей на заднее колесо. В том же году появился и первый мотоцикл FN.

Экономический кризис 1920-х годов не затронул FN, так как фирма производила не только мотоциклы, но и автомобили, и , что более важно, главной продукцией оставалось оружие и амуниция. Транспортная техника FN также, как и оружие, поставлялась в армию. На рубеже 20х – 30-х годов открылся сборочный филиал в Аахене, на территории Германии. Благодаря этому позиции марки на таком обширном и важном рынке, как немецкий, были достаточно прочны. Облегченный налог положительно сказывался на цене мотоциклов, что способствовало росту продаж. В 1933 году, после прихода к власти Гитлера, филиал формально получил «независимость».

В 1937 году FN одним из первых начали выпуск армейского мотоцикла с приводом на колесо коляски FN 12a SM, предназначенного для езды как по дорогам, так и по пересеченной местности. В этой сфере FN опередил гораздо более известные немецкие мотовездеходы производства BMW и Zündapp.

Бельгийские инженеры разработали новый двигатель: двухцилиндровый нижнеклапанный оппозит рабочим объёмом 992 см³. Мотор развивал умеренную для такого литража мощность даже по меркам второй половины 30-х годов – 22 л.с. при 4000 об/мин, зато его степень сжатия (5,0) позволяла использовать бензин любого качества. Большое внимание создатели мотоцикла уделили защите от воды и грязи: карбюратор Amal и основные элементы электрооборудования были укрыты кожухом, входное отверстие эффективного воздухофильтра располагалось довольно высоко, благодаря этому машина с лёгкостью преодолевала полуметровый брод.

Две выпускные трубы сходились в единый глушитель, расположенный между собственно мотоциклом и боковой коляской (причём труба из левого цилиндра описывала высокую дугу, так что можно было не опасаться наезда ею на пень или валун или застревания в колее, от чего так страдали оппозиты BMW). Дуплексная рама с мощными нижними трубами хорошо защищала силовой агрегат снизу, а с боков его прикрывали развитые дуги.

Несмотря на отменные тяговые качества литрового оппозита, бельгийские инженеры ввели в трансмиссию, помимо четырёхступенчатой коробки передач (с ручным переключением и передачей заднего хода), ещё и дополнительную понижающую передачу. Но главным новшеством стал привод на колесо коляски.

Такую систему практически одновременно и независимо друг от друга предложили два изобретателя: русский Пётр Можаров и англичанин Генри Боан. В конце 1929 года Можаров построил экспериментальный мотоцикл Иж-2, а Боан – первый образец триального мотоцикла с приводной коляской, которые он выпускал крохотной серией под маркой Baughan с 1930 по 1936 годы.

Бельгийцы же первыми использовали эту систему для серийного армейского мотоцикла. Привод на колесо коляски осуществлялся карданным валом и подключался при необходимости в тяжёлых дорожных условиях, что позволяло обходиться без дифференциала.

Дуплексная рама мотоцикла была выполнена из мощных стальных труб, так же как и рама коляски. Коляска подвешивалась к раме через четвертьэллиптические рессоры (боковой прицеп аналогичной конструкции, в соответствии с требованиями военных, использовался и на других бельгийских армейских мотоциклах).

Передняя подвеска – распространённого в те годы параллелограммного типа, с центральной пружиной, задняя подвеска – жёсткая. Все три колеса были взаимозаменяемыми, причём при снятии колеса тормозные колодки и ступичные подшипники оставались на месте. Колёса (в том числе и колесо коляски) снабжались барабанными тормозами и шинами с большими грунтозацепами. Четвёртое – запасное – колесо устанавливалось в задней части коляски.

В июле 1938 года мотоцикл FN M12a SM был представлен на международном конкурсе армейских мотоциклов в Спа. После этого начались его поставки за рубеж – больше всего машин приобрели Иран (51 аппарат) и Греция (33 штуки). Несколько машин попали в Германию, где подверглись тщательному изучению. Так, в немецкой компании Zundapp использовали некоторые технические решения при проектировании собственного армейского мотоцикла Zundapp KS750 («слон»).

К сожалению, история не повторяется, и во второй раз бельгийцам не удалась героическая военная кампания. Немцы перешли границу страны 10 мая 1940 года, и уже 28 мая Бельгия капитулировала. Практически все мотоциклы FN M12a SM стали трофеями германской армии. Немалая часть этих машин использовалась и на Восточном фронте (в том числе под Сталинградом). В интернете можно найти множество фотографий счастливых немецких солдат на бельгийских мотоциклах.

Всего было выпущено 1 180 мотоциклов FN M12a SM, но именно эти мотоциклы можно назвать родоначальниками серийных мотоциклов с приводом на колесо коляски.

 

Фотографии и материал для статьи предоставлены музеем мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова» с гиперссылкой http://motos-of-war.ru .

  • 1183
  • 0

Комментарии

Комментарии к этой статье запрещены.