Первый серийный эндуро

Музей мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова» Музей мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова»
Первый серийный эндуро

Фирма Puch является крупнейшим и старейшим изготовителем мотоциклов в Австрии. 

Началась ее история в 1890 году, когда Йоханн Пух основал в г.Грац собственную велосипедную фабрику. В 1898 году на ней был создан первый двухцилиндровый оппозитный мотор, у которого впускные клапаны были автоматическими, а выпускные приводились от распределительного вала, лежавшего в центре блока, длинными коромыслами, шедшими вдоль цилиндров. Предназначался этот силовой агрегат для автомобилей и трициклов, но в серию не пошел.

Первый мотоцикл Puch А дебютировал в 1903 году. Эта машина имела специально разработанное шасси с открытой рамой, куда двигатель входил составным элементом. При этом, если большинство подобных конструкций имели крепление мотора в обхват картера, то у Puch нижняя труба рамы с двух сторон подходила к цилиндру и соединялась с мотором в местах крепления цилиндра к картеру.Такая схема оставляла картер без защиты в случае наезда на препятствие. Система зажигания была батарейной, заднее колесо приводилось ремнем. Мотор с автоматическим впускным клапаном (254 см3, 2,25 л.с.) оснащался карбюратором распылительного типа.

Мотоциклы постепенно совершенствовались, но из-за войны в 1916 году было свернуто и серийное производство мотоциклов.Вновь работа по подготовке мотопроизводства возобновилась в 1922 году, когда на фирму Puch был приглашен работать инженер Giovanni Marcellino, который взялся за создание нового двухтактного двигателя по патенту Garelli – с двумя поршнями и единой камерой сгорания. С 1923 года в серию пошла модель LM, внешне напоминавшая мотовелосипед, но не имевшая педального привода.

В 1929 году бригадой инженеров под руководством Marcellino был подготовлен к серийному производству совершенно новый мотоцикл класса 250 см3. Силовой агрегат машины оказался совершенно ни на что не похож, поскольку два цилиндра с общей камерой сгорания располагались теперь не вдоль, а поперек рамы. Коленчатый вал, наоборот, поместился продольно.

На его передней цапфе располагался генератор, а на задней крепилась косозубая шестерня, с помощью которой крутящий момент передавался на поперечные валы коробки передач. Оба поршня соединялись с единственным вильчатым шатуном, причем если в одном поршневой палец был круглым, то вторая головка шатуна имела две лыски. Поршневой палец с такими же лысками хоть и не проворачивался в головке шатуна, но мог слегка перемещаться вдоль лысок.

Трудно сказать, что подсказало создателям мотоцикла именно такую компоновку, но она оказалась на редкость удачной. Мало того, цепная передача приводила не только заднее колесо, но и сцепление, которое размещалось в задней ступице. Машина оказалась на редкость удачной и строилась до 1942 года. За это время ее мощность поднялась с б до 10,5 л.с.

На базе этого мотора был сделан аналогичный двухцилиндровый вариант (496 см3, 14 л.с.), представлявший собой два двухпоршневых цилиндра, расположенных один за другим. Эта машина, также оснащенная сцеплением в задней ступице, строилась с 1931 по 1938 год, последние версии получили четырехступенчатую коробку передач.

В 1938 году концерн Steyr-Daimler-Puch AG начал производство мотоцикла Puch 350GS, где GS означало Gelande Sport – «внедорожный спорт». Фактически это был первый в мире серийный эндуро. Трубчатая дуплексная рама сочеталась со свечной подвеской заднего колеса, машину отличала также поднятая вверх выпускная труба.

Схема трансмиссии сохранялась от предшествующих мотоциклов марки: продольный коленвал, коническая моторная передача, четырехступенчатая коробка передач и сцепление в ступице заднего колеса. Первоначальная версия двигателя отличалась цилиндрами разного диаметра (48 и 55 мм) и развивала 14 л.с., но с 1939 года в серию пошел упрощенный вариант с цилиндрами равного диаметра (51,5 мм), развивавший 12 л.с.

Puch 350GS стал последней машиной конструкции Джованни Марчеллино – после аншлюса (захвата Австрии Германией) он покинул страну. А вот 350GS эмигрировать не смог – и был призван на службу к оккупантам: немалое количество этих машин поступило в войска Вермахта в годы Второй мировой войны. По заказам армии мотоциклы Puch 350GS выпускались и в упрощенном варианте, с жесткой подвеской заднего колеса и нижней выпускной трубой.

Фотографии и материал для статьи предоставлены музеем мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова» с гиперссылкой http://motos-of-war.ru .

 

  • 1179
  • 0

Комментарии

Комментарии к этой статье запрещены.